Главная > Общество > И светят нам звезды Санья!ъ

И светят нам звезды Санья!ъ


15-05-2008, 08:53. Разместил: redaktor
Магаданцы за границей
Если побывать в Китае не один раз, то можно прийти к однозначному выводу: «поднебесная» в скоростном режиме строится, реконструируется и обновляется… Новостройки прут как грибы после дождя. Приграничный город Суйфэньхэ, что напротив нашего поселка Пограничный, за последние годы изменился до неузнаваемости. Небо подпирают многочисленные высотки, по дорогам движется бесконечный поток машин.

Магаданских туристов поразило больше всего в Суйфэньхэ гостиница, сданная в эксплуатацию незадолго до нового 2008 года… Она масштабна, и это при ста тысячах городского населения. Выглядит и отстроена как дворец, оснащена новейшим оборудованием, располагает многими культурно-бытовыми службами, в том числе 35-метровым плавательным бассейном.

Мраморные настилы, колонны, просторные номера с набором всех современных услуг, полы с подогревом и многие другие приятности.
Китайцы не скрывают, что их провинциальный Суйфэньхэ за каких-то полтора десятка лет из большой деревни превратился в настоящую столицу провинции за счет притока денег от российских челночников и туристов, съезжающихся в Китай за покупками со всего Дальнего Востока и Сибири. Их тысячи и тысячи, и никто не возвращается домой без интересных, а главное – недорогих покупок. В КНР есть любой потребительский товар – от игрушек, часов, одежды и обуви до новейшей модификации компьютеров. Невероятный по мировым меркам скачок в производственной сфере!

Впечатление такое, что Суйфэньхэ российский город. На магазинах вывески: «Наташа», «Татьяна», «Катя»… Сапожная мастерская гордо называется «Авианосец». Большинство продавцов бойко лопочут по-русски. Здесь полный комфорт для клиентов, все к их услугам. В каком-то супермаркете, выбирая сувенир на память, я познакомился с владельцем турфирмы, который именовал себя Петром. В Уссурийске он два года учил русский язык, потом работал во Владивостоке несколько лет. Пооткровенничал: хотел жениться на русской девушке, да, к сожалению, не получилось.
Петя поделился и своими горестями. Со слезами сказал:

– У меня мама умерла от рака. На лечение денег не было, а когда они появились, мамы уже не стало.
Да, горе – явление интернациональное.

Так сложились обстоятельства, что мне довелось побеседовать с зам. начальника отдела по иностранным делам г. Суйфэньхэ провинциального народного правительства Чи Лин Го – чиновником довольно высокого для КНР ранга… Он высказался за развитие экономических и культурных связей между Суйфэньхэ и Магаданом, между двумя городскими газетами, за укрепление связи между профсоюзами. При этом Чи Лин Го подчеркнул.
– У нас председатель провинциального профсоюзного комитета занимает должностное положение на уровне заместителя мэра.
Конечно, Китай – совсем не глянцевая картинка. Вдоль дорог виднелись деревеньки с плохонькими домишками. Да и крестьянский уклад не во многом изменился: видел телеги, которые тянули не лошади, а… коровы… Правда, встречались и колонны новеньких красных тракторов, направляющихся на поля.
Бросилась в глаза одна очень примечательная деталь: высокопоставленные, так сказать, лица и преуспевающие бизнесмены не показывают своего финансового достатка, одеваются скромно – не отличишь от рядового гражданина. Правда, они небезразличные к дорогим вещам – автомобилям, часам, талисманам, мобильным телефонам и т. д. Однако стараются не демонстрировать их окружающим.
Шоссе до Харбина просто отличное. Позавидуешь. В придорожных городах и городках море огней. Бросается в глаза образцовый порядок на прилегающей к зданиям территории. У нас, у российских граждан, неизменно вызывали удивление гостиницы. Их обитателей окутывал комфорт во всем своем многообразии. В номерах стоят даже очистители воды, совмещенные с электрокипятильниками.
Вообще китайцы коммунальную службу чтут. Балдеешь, когда перед тобой появляется дворник в зеленом кителе, на котором погоны с двумя серебристыми звездочками. За ним по пятам следует в униформе уборщица, подбирающая на ступеньках подъезда и с тротуара каждую соринку.
По пути на Хайнань остановка в Шень-Джене. Это огромный город со зданиями в 40 этажей и более. И все вокруг строится, строится, строится… Небо подпирают башенные краны. Говорят, что таким город стал только за последние 20 лет. Это крупный промышленный центр и морской порт, забитый до отказа громаднейшими, как острова, танкерами. Во всем чувствуется бешеный промышленный темп.
Конечно, в голове возникают сравнения и умозаключения. Пока мы усердно занимались хозяйственным «передолбоном», строили бумажный «социализм с человеческим лицом», китайцы смело сломали теоретические догмы и перевоплотили отсталый полуфеодальный Китай в сильнейшую мировую державу с жестко регулируемой экономикой. Они посрамили гайдаровских социологов, политологов и всех менестрелей неуправляемого рынка.
Большой скачок Китая наглядно иллюстрирует Шанхай. Он тоже беспрерывно расширяет свои границы, тянется крышами новостроек ввысь, без сожаления сметая целые кварталы малоэтажек. И при том, при сем в городе присутствуют, так скажем, архаичные сюжеты. По тротуарам катятся какие-то допотопные двухколесные, трехколесные велосипеды и всевозможной конструкции тележки. На фоне массы суперавтомобилей они являют собой проекцию в домашинное прошлое.
Как живут китайцы? Наверное, по-всякому. Но только один раз в Санья видел двух калек-нищих, просящих милостыню возле магазинов. Нужно отметить: в Китае повсеместно развита сеть общественного питания – всякого рода столовые, забегаловки, «Макдональдсы», рестораны. В Харбине побывали в двухэтажном ресторане, принадлежащем немецко-китайской компании с «пивным уклоном». Немцы установили там пивоварню и подают клиентам свежайший пенный напиток. Немаловажная деталь: заплатив 53 юаня – это примерно 160 рублей, посетитель имеет право пользоваться «шведским столом» целый день. А потому в коридорах такой инновационной точки общепита всегда очередь.
В трехзвездочной гостинице Шанхая, в котором магаданская группа из-за осязаемой плотности тумана, задержалась на двенадцать часов, наблюдал любопытную сценку: в обеденный перерыв все служащие отеля выстроились на прифонтанной площадке на политфизкультзарядку. Руководитель мероприятия давал какие-то наставления, а парни и девушки в форменной одежде внимательно его слушали, попутно делая перестроения своих рядов.
Своим размахом поражает шанхайский аэропорт, где мы совершали пересадку.
Самолеты садятся и взлетают с интервалом в три-четыре минуты круглые сутки. Это «Боинги», «Дугласы», аэробусы и т. д. Кстати, о них у меня сложилось невысокое мнение: трясет в воздухе как консервные банки. Аэровокзал – огромный город со всем набором услуг для пассажиров, с самодвижущимися пешеходными дорожками и многими другими приятностями.
Особый разговор о курортном Санья на тропическом острове Хайнань. Известно, что двадцать лет назад на месте города стояли невзрачные строения. Теперь же это сад-город, заменивший собой для многих тысяч российских граждан Сочи. Едут отовсюду – из Петербурга, Урала, Сибири, Дальнего Востока, из Бурятии и даже из Ставрополья.
По российским меркам, отели здесь, хоть трехзвездный, хоть пятизвездный, шикарные. Вдоль морской береговой линии разбиты парки с кокосовыми пальмами, с великолепными цветниками, а самое главное – с плавательными бассейнами, в которых имеются еще и водоемы с подогретой водой. Не вылезая из нее, можно закусить – еду подадут тебе официанты из «приводного» бара. Напрокат можно взять велосипеды или коляски с электродвигателями. Катайся по всему курорту, который протянулся по побережью Южно-Китайского моря на многие десятки километров… Немалое преимущество Санья – весьма недорогие, по сравнению с «черноморскими», овощи и фрукты.
Санья растет ударными темпами, за один год он меняется, прирастает все новыми и новыми сооружениями. Недаром здесь проводятся конкурсы «Мисс Вселенная». Даже публичный дом постоянно расширяется и модернизируется. Китайские власти делают все возможное, чтобы увеличить приток туристов в страну…
А нам, северянам, да и не только северянам, проблематично съездить в отпуск на Кавказ, к Черному морю. Цены там кусаются…
П. ПОКРОВСКИЙ,
Магадан – Санья.

Вернуться назад