Главная > Неделя > Светлое Христово Воскресение. ПАСХА

Светлое Христово Воскресение. ПАСХА


9-04-2015, 08:09. Разместил: redaktor
Светлое Христово Воскресение. ПАСХА
12 АПРЕЛЯ
(30 марта по стар. ст.).
«В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе: но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Итак, ученики опять возвратились к себе. А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего: но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: «Раввуни!» – что значит: «Учитель!» Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему, и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей. В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, он показал им руки и ноги, и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас...».
(Евангелие от ИОАННА, 20, 1-21).

ПАСХАЛЬНЫЙ ТРОПАРЬ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ИЗ МЕРТВЫХ, СМЕРТИЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ И СУЩИМ ВО ГРОБЕХ ЖИВОТ ДАРОВАВ!
Вспомним значение основных слов тропаря (молитвенное песнопение в честь праздника) и не забудем о многозначности названия ПАСХА.
Пасха (точный перевод: переход). Это слово имеет несколько значений.
– Новозаветная Пасха, Воскресение Христово, праздников Праздник.
– Иисус Христос, Агнец Божий, принесший спасительную жертву за грехи мира.
– Ветхозаветный праздник избавления иудеев от египетского рабства и их перехода в землю обетованную.
– Жертвенный пасхальный агнец (ягненок).
– Попрати – одолеть, поправ - преодолев.
– Сущим – находящимся.
– Живот – жизнь.
СТИХИРА ПАСХИ
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.
Пасха священная нам днесь показася: Пасха новая святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос Избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, Пасха двери райския нам отверзающая, Пасха всех освящающая верных.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Воскресения день, и просветимся торжеством¸ и друг друга обымем. Рцем братие, и ненавидящих нас простим вся Воскресением и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

ПАСХАЛЬНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
В самую полночь (по местному времени) собравшиеся верующие, вместе со священнослужителями, выходят из храма и с возжжеными свечами в руках совершают крестный ход вокруг храма, изображая тем хождение мироносиц и учеников Господа к Его гробу в утро воскресения. Утреня начинается вне храма, пред затворенными западными дверями, так как мироносицы и апостолы получили первую весть о воскресении Господа пред дверями Его гроба. Вся пасхальная утреня поется торжественным напевом, и чтений никаких не бывает, кроме произнесения возвышенного слова на Пасху св. Иоанна Златоуста: «Аще кто благочестив и благолюбив…». В конце утрени, после пения стихов с припевами «Да воскреснет Бог» и др., которые заканчиваются словами: «Друг друга обымем, рцем – братие» - бывает взаимное целование, что у нас называется христосованием. При этом есть обычай дарить друг другу красные яйца (или иные цветные) – обычай, происшедший, как говорит предание, от св. Марии Магдалины, которая, явившись к римскому императору Тиберию, поднесла ему красное яйцо и начала проповедовать о Христе, воскресшем из мертвых.

КАК ПОНЯТЬ МЫСЛЬ О ТОМ, ЧТО БОГ – ЕДИН, НО – В ТРЕХ ЛИЦАХ?
Для разъяснения тайны Святой Троицы святитель Игнатий (Брянчанинов, 19 в.) указывает на человеческую душу, являющуюся Образом Божьим: «Ум наш – образ Отца, слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух (то есть – нравственная сила человека) – образ Святого Духа. Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль – без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли. Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может быть мысли без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума».

Анна АХМАТОВА
О, есть неповторимые слова,
Кто их сказал – истратил слишком много.
Неистощима только синева
Небесная и милосердье Бога.
1916 г.
+++
В каждом древе распятый Господь,
В каждом колосе тело Христово.
И молитвы пречистое слово
Исцеляет болящую плоть.
1946 г.
МОЛИТВА К ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
Благаго Царя благая Мати. Пречистая и Благословенная Богородице Марие, милость Сына Твоего и Бога нашего излей на страстную мою душу и Твоими молитвами настави мя на деяния благая, да прочее время живота моего без порока прейду и Тобою рай да обряшу, Богородице Дево, едина Чистая и Благословенная.

ПОЧЕМУ БОГ ПОСЫЛАЕТ ЧЕЛОВЕКУ СТРАДАНИЯ, ПОЧЕМУ КАЖДЫЙ «ДОЛЖЕН НЕСТИ СВОЙ КРЕСТ»?
Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Креста для человека, т.е. очистительных страданий душевных и телесных, Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца… Когда человек идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в одну, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны».
ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ СЧИТАЕТ СВОЕ УЧЕНИЕ «ЕДИНСТВЕННО ВЕРНЫМ» («ПРАВО-СЛАВНЫМ»)? А КАК ЖЕ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ – ОШИБАЮТСЯ?
Да, в той или иной мере ошибаются. Почему Церковь так считает? Потому что Церковь доверяет своему основателю – Господу нашему Иисусу Христу. мы верим, что все то, что Господь говорит в Евангелии – истина, и, неизбежно, все то, что противоречит этому – заблуждение. Сам Христос свидетельствует о Себе: Я есмь путь и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин 14:6), а мы верим Его словам. Если Господь, например, обещает воскресение мертвых – значит буддийские представления о переселении душ ошибочны. Если Он говорит: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:8), значит в Церкви нам и надо искать Его истину.
Мысли
Самые серьезные проблемы современного человека происходят оттого, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом и Его намерении относительно человечества.
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ.
***
Неоспоримо, что вся людская нравственность зависит от решения вопроса, бессмертна душа или нет. Меж тем философы, рассуждая о нравственности, отметают этот вопрос. Они спорят о том, как лучше провести отпущенный им час.
Блез ПАСКАЛЬ.
***
Замечательная человеческая особенность: можно не знать, что поступаешь хорошо, но нельзя не знать, что поступаешь плохо.
Владимир НАБОКОВ.
***
Говорят о бесконечных возможностях искусственного разума. Но ни один ученый не может даже заикнуться об искусственной совести. Из этого следует, что любой искусственный разум в главном ограничен.
Фазиль ИСКАНДЕР.
***
В конце времени будет только два класса людей: те, которые однажды сказали Богу: «Да будет Твоя воля», и те, которым скажет Бог: «Да будет по вашей воле».
К.С. ЛЬЮИС.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ В СВЯТО-ТРОИЦКОМ СОБОРЕ И ХРАМЕ СВ. ДУХА
ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА (10 апреля): вечерня с выносом плащаницы – в 15 ч. (в храме Св. Духа – в 14 ч.); в 18 ч. Чин Погребения. ВЕЛИКАЯ СУББОТА: Божественная литургия в 9 ч. (в храме Св. Духа в 8 ч.); Освящение куличей и яиц в соборе с 12 до 20.30 ч. (в храме Св. Духа с 14 до 17 ч.); исповедь в 21.30 ч. (в храме Св. Духа с 17 ч.). ПАСХАЛЬНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ в соборе начнется в 23 ч. (полунощница, крестный ход, в 0 ч. пасхальная заутреня, Божественная литургия (в храме Св. Духа пасхальное Богослужение начнется в 23.30). Поздняя пасхальная литургия состоится в Соборе и в храме Св. Духа в 9 ч. 12 апреля. С 10 до 15 ч. 12 апреля в Соборе освящение куличей и яиц, в 17 ч. – Великая вечерня.




СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА

12 АПРЕЛЯ – ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО
С ВЕСНОЙ,
СО СВЕТЛОЙ ПАСХОЙ!
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
Возлюбленные о Господе досточтимые пастыри, честное во Христе монашество, дорогие братья и сестры!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Этими вдохновенными словами Святая Церковь призывает всех нас войти в радость Великого и Светоносного праздника Пасхи Христовой.
Нет в мире силы, способной отнять у нас пасхальную радость, ибо ее даровал нам Тот, Кто попрал смертию смерть и соделал нас причастниками грядущей вечной жизни. Сын Божий снизошел на землю, вочеловечился, пострадал и умер Крестной смертью за нас, за наши грехи. Славным Воскресением Своим Он победил силу диавола, сокрушил врата ада и открыл нам двери Царства Небесного.
Во Христе каждый из нас обретает возможность собственного воскресения, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). В свете Воскресения Христова смерть человека – это не исчезновение, не прекращение бытия, но переход в иную жизнь. С особенной силой звучат для нас сегодня слова святителя Иоанна Златоуста: «Кто способен глубоко усвоить мысль о Воскресении, будет ли бояться смерти, станет ли страшиться чего-нибудь другого?»
Внутренний, духовный смысл праздника заключается не в одном только воспоминании этого величайшего события человеческой истории. Мы должны участвовать в самом Воскресении Господа. Воспринимая эту тайну верой, мы приобщаемся к ней в таинстве Святой Евхаристии – причащения Честных и Животворящих Тела и Крови Христовых...
Мы веруем, что наша Церковь есть «святая, соборная и апостольская», а это значит, что все мы должны подобно апостолам, свидетельствовать истину Воскресения своей жизнью и нести эту благую весть всему миру...
Мир под лозунгами свободы и гуманности с чудовищным упорством вытесняет христианские начала из общественной жизни. Грех представляется привлекательным и желанным, а земные блага провозглашаются смыслом жизни. Это приводит к разобщенности, к разделению и отчуждению во всех сферах человеческой жизни. Мы призваны противостоять этому отчуждению «со всяким смиренномудрием и кротостью, и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:2-3)...
Долг христианина состоит в том, чтобы, восприняв Пасхальную радость, нести ее в мир, по Евангельской заповеди: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного…» (Мф. 5,16). В Пасхальные дни мы призваны поделиться этой радостью со своими родными и близкими, проявить к ним деятельную любовь и милосердие...
Будем щедро делиться ликующей Пасхальной радостью с нашими ближними и радостно прославлять Господа победоносным восклицанием:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
+ ИОАНН, ЕПИСКОП Магаданский
и Синегорский.
Пасха Христова 2015 года, г. Магадан.
(В сокращении).


Пасхальное послание Патриарха
НАРОД СТАНОВИТСЯ НЕПОБЕДИМ,
КОГДА СЕРДЦА МИЛЛИОНОВ ГОТОВЫ ОТСТАИВАТЬ ВЫСОКИЕ ИДЕАЛЫ И ЦЕННОСТИ
Возлюбленные о Господе собратья архипастыри, всечестные отцы, благочестивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
С радостью приветствую вас древним и во все времена новым и жизнеутверждающим победным восклицанием:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
В этом дивном созвучье поистине животворных слов – основание нашей веры, дар надежды, источник любви.
Ещё вчера мы вместе с учениками Господа скорбели о смерти своего любимого Учителя, а сегодня со всем миром – видимым и невидимым – торжествуем: «Христос бо воста, веселие вечное» (Канон Святой Пасхи). Ещё вчера, казалось, была потеряна последняя надежда на спасение, а сегодня мы обрели твёрдое упование на жизнь вечную в невечернем дне Царства Божия. Ещё вчера призрак тления довлел над творением, ставя под сомнение сам смысл земного бытия, а сегодня мы возвещаем всем и каждому о великой победе Жизни над смертью.
Богодухновенный апостол Павел, говоря о значении чуда, происшедшего в ту далёкую, но всегда близкую каждому христианину ночь, прямо указывает, что это событие – важнейшее для нашей веры. Ибо «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). Пасха Господня – сердцевина и непреоборимая сила христианства: она, по слову святителя Филарета Московского, творит надежду, воспламеняет любовь, окрыляет молитву, низводит благодать, просвещает мудрость, уничтожает всякое бедствие и даже саму смерть, придаёт жизни жизненность, делает блаженство не мечтой, а существенностью, славу – не призраком, но вечной молнией вечного света, всё озаряющей и никого не поражающей (Слово в день Святой Пасхи, 1826 год).
С верой в Воскресение Христово неразрывно сопряжена и вера Церкви в то, что воплотившийся Сын Божий, совершив Искупление рода человеческого, разорвав оковы греха и смерти, даровал нам подлинную духовную свободу и радость воссоединения со своим Создателем. Сему бесценному дару Спасителя в полной мере причастны все мы, собравшиеся в эту светозарную ночь в православных храмах, дабы насладиться, по слову святителя Иоанна Златоуста, пиром веры.
Пасха – кульминация тернистого пути Спасителя, увенчанного страданиями и Голгофской Жертвой. Неслучайно и в святоотеческих, и в литургических текстах Христос многократно именуется «Подвигоположником нашего спасения». «Образ бо дах вам» (Ин. 13, 15), -говорит Господь ученикам и призывает всех нас следовать примеру Его жизни.
Но как же мы можем подражать Спасителю? Каким может быть наш подвиг применительно к реалиям современной жизни? Сегодня, когда мы произносим это слово, в сознании людей нередко возникает образ некого легендарного воина, исторического деятеля или знаменитого героя из прошлого. Но смысл подвига заключается вовсе не в стяжании громкой славы или обретении всеобщего признания. Через подвиг, неизменно связанный с внутренним усилием и ограничением себя, мы имеем возможность опытно познать, что есть настоящая и совершенная любовь, ибо жертвенность, лежащая в основании любого подвига, есть высшее проявление этого чувства.
Господь призвал нас к подвигу деятельной любви, запечатлённой в самоотверженном служении ближним, а наипаче тем, кто особенно нуждается в нашей поддержке: страждущим, больным, одиноким, унывающим. Если этот закон жизни, который так ясно был представлен и выражен в земной жизни Самого Спасителя, станет достоянием большинства, то люди будут по-настоящему счастливы. Ведь служа другим, человек обретает несравнимо больше, чем отдаёт: Сам Господь входит тогда в его сердце, и через приобщение Божественной благодати меняется вся человеческая жизнь. Как без труда нет святости, как без Голгофы нет Воскресения, так и без подвига невозможно подлинное духовно-нравственное преображение личности.
Когда же подвиг становится содержанием жизни не только отдельного человека, но и всего народа, когда в устремлении к горнему соединяются сердца миллионов людей, готовых защищать свою Родину, отстаивать высокие идеалы и ценности, тогда происходят поистине удивительные, чудесные и порою даже необъяснимые с точки зрения формальной логики вещи. Такой народ обретает огромную духовную силу, побороть которую оказываются неспособными никакие бедствия и враги. Ярким свидетельством правоты этих слов является Победа в Великой Отечественной войне, достигнутая самоотверженным подвигом нашего народа. 70-летие сей славной даты мы торжественно отмечаем в нынешнем году.
В скорбях и искушениях мы призваны сохранять спокойствие и бесстрашие, ибо нам даны великие и славные обетования о победе над злом. Нам ли унывать и отчаиваться! Мы составляем Церковь Христову, которую, по неложному слову Господа, не смогут одолеть даже врата ада (Мф. 16, 18), и о нас свидетельствует Божественное Откровение, предрекая, что «отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21,4).
Молитвенно желаю всем вам, Преосвященные собратья архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, силы духа и твёрдости в вере, мира и неоскудевающей радости о Поправшем смерть Господе. Проникаясь светом Воскресения Христова и приобщаясь тайне пасхального чуда, поделимся же нашей торжествующей радостью с ближними и дальними, всем свидетельствуя о Восставшем из гроба Спасителе.
Пусть во все дни жизни нас неизменно согревают и утешают, даруют подлинную радость бытия и вдохновляют на добрые дела пламенные слова пасхального благовестия:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
+ КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ
МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Москва, Пасха Христова, 2015 год.

Вернуться назад