Главная > Общество > На край земли во имя жизни

На край земли во имя жизни


31-01-2008, 09:00. Разместил: redaktor
23 января 2008 года, 9-00 утра. Государственное учреждение здравоохранения Магаданский территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК).
Исходя из собственных размышлений о работе ТЦМК по организации экстремальных вылетов, связанных в большинстве своем со спасением жизни человека, я не перестаю удивляться кажущейся при этом обыденности профессии его сотрудников и привлекаемых при этом к операциям специалистов других здравоохранительных учреждений.

На моих глазах бригада медиков в составе Зои Супольниковой – гинеколога Магаданского роддома, Сергея Буянова – врача-анестезиолога-реаниматолога Магаданской областной больницы (МОБ) и Натальи Балаклиевской – сестры-анестезистки ТЦМК в кругу своих коллег из центра, шушукаясь, обсуждают задачи предстоящего вылета в глубинку нашей области. (С позволения руководства ТЦМК автор приводит копию факса). Мне хорошо известно, что у двоих из них – Сергея Буянова и Натальи Балаклиевской (с Зоей Супольниковой я лечу впервые) за плечами солидный стаж работы в системе магаданского здравоохранения и то, что в подобных ситуациях всем им участвовать не впервой, да и я, вроде-таки успел насмотреться при этом всякого, а на душе у меня, как, впрочем, и всегда, ощущение сродни «осиновому листу».

Привыкнуть, как мне кажется, к подобному невозможно и оттого, навострив уши, прислушиваюсь к консультативной беседе врачей. Разобрать однако ничего не могу, а сам их разговор мне напоминает былые разборки электрических схем сотоварищи на колымских драгах, когда тебе все понятно и речь идет лишь о будничной расстановке производительных сил.

9 часов 25 минут.
Все мои размышления по этому поводу прерывает (после сообщения по телефону) дежурный фельдшер организационного отдела Галина Тахаутдинова: «Вертолет к полету готов, всем по машинам!».
9 часов 50 минут. Аэропорт 13-го км основной трассы. «Скорая» благополучно минует КПП.
10 часов 00 минут.
Размещение участников полета и спецоборудования в салоне Ми-8, принадлежащего авиакомпании «Поляравиа». Экипаж запускает двигатель и винтокрылая машина взмывает в поднебесье.
10 часов 30 минут.
Сознанием фиксирую, что в салоне вертолета каждый занимается своим делом. От легкой дремоты одного из нас, до разгадывания кроссворда и игры на сотовом телефоне других. Я же, наблюдая и фотографируя через иллюминатор слева и справа ландшафт лесотундры и бескрайнего ледового поля, сковавшего поверхность Охотского моря, сравниваю все с джеклондоновским белым безмолвием. На сознание при этом «давит» ощущение зависания Ми-8 на месте. Лишь гул двигателя и бегущая далеко внизу тень вертолета, позволяют отмечать реальность полета. Невольно ловлю себя на мысли о том, что не приведи мне господь Бог оказаться в том белом безмолвии одному…
11 часов 5 минут.
Наш вертолет закладывает вираж. При этом обрамляющие морское побережье сопки вдруг оказываются вверху над нами. Мое сердце, комком подкатывает к горлу и я, вцепившись руками в крепление цистерны с «горючкой», догадываюсь о скором и спасительном для меня приземлении. А увидев спустя мгновение внизу постройку и метеооборудование, понял, что не ошибся.
11 часов 10 минут.
Ми-8 приземлился на мысе Братьев, что расположен в Северо-Эвенском районе Магаданской области.
Нашу бригаду, как я узнал позже, встретил начальник метеослужбы. Я же, добросовестно отщелкивая фотоматериал об исторической высадке десанта ТЦМК на край земли и путь его следования к невдалеке расположенному жилищу, оказался в компании четырех здоровенных лаек, охраняющих его подворье. Гремя цепями, они бросились ко мне…
Мгновение и услужливая память перенесла меня в Провиденский район, где я однажды попытался приблизиться к интересующим меня нартам чукотского оленевода. Выпрыгнувшая из-под снега при этом упряжка собак тогда чудом не растерзала меня в клочья. Эти же вчетвером, к моему счастью, стали приветливо вилять хвостами и даже облизывать руки.
Зайдя в дом, знакомлюсь с юношей, отбивающим на ключе морзянку. Оказалось, что это будущий папа Алексей Серяков, выпускник Новосибирского профессионального гидрометеорологического училища № 5 и работающий радиооператором вместе со своей женой и однокашницей на данном метеообъекте, относящемся к Колымскому управлению гидрометеорологии. Обоюдный стаж молодоженов исчисляется одногодичным на двоих сроком. Алексей вместе с беременной женой отбывает сначала в Магадан, а затем по месту жительства родителей в г. Новосибирск. «Пока так, а после рождения ребенка, возможно, вернемся обратно», – подытожил наше знакомство гидрометеоролог.
Тут же знакомлюсь с вошедшей в радиооператорскую и приветливо улыбающейся женщиной.
– Вы будущая бабушка? – спрашиваю я.
– Нет, я Вера Николаевна Баранник, жена и заместитель начальника метеорологической станции Баранник Алексея Ивановича. Наши с ним дети, дочь и зять, отработав здесь три года, вместе с внуком уехали в Подмосковье по месту жительства родителей зятя. Теперь же остаемся здесь жить и работать вдвоем с мужем.
– Наши «молодята», приехавшие на смену нашим детям, – в Год семьи решили на деле осуществить демографическую «Программу Путина». И дай Бог, чтобы все у них было хорошо и благополучно с рождением ребеночка. Возможно, когда-то с ними встретимся в Новосибирске, где находится наше основное жилье. А так мы с мужем работаем на мысе Братьев уже 33-й год. В отпуске за последние 10 лет были однажды. Если дождемся замены отъезжающим, то поедем в отпуск после того, как введем новичков в курс дела.
Как живем и работаем? Каждые три часа в любую погоду идем на метеоплощадку и снимаем данные о температуре воздуха, влажности и вообще об окружающей нас среде, включая скорость ветра. Затем все результаты отправляем в центр в Магадан. Передаем их по старинке при помощи ключа и азбуки Морзе. Мы же с мужем, получив гидрометеорологические специальности, окончили курсы радиооператоров. А еще мы умеем обслуживать и ремонтировать дизельные электростанции, ездить на вездеходе. Сами валим и пилим, как настоящие лесорубы, лес, а весной воюем с медведями.
– ???
Волки нас не достают, хотя один из них стал папой нашего Бима. (При этих словах у меня похолодело в душе…), а медведи замучили. Слава Богу, собачки наши тоже свою службу исправно несут, отгоняют их.
Чем питаемся? Центр оптом завозит нам консервированные продукты, а остальное – ягоду, рыбу и мясо дает окружающая нас среда. Мы с мужем за все прошедшие годы срослись с нею и на жизнь не обижаемся, хотя и случаются проблемы. Моя собеседница смеется и добавляет: связанные, например, с отсутствием дворца бракосочетания. Будь таковой, молодые бы не летели в Новосибирск…
В помещение за верхней одеждой зашла будущая мама Елена Бузолина. На мой вопрос о самочувствии ответила, мол, было плохо, а как увидела вертолет, так все позабылось. Сейчас главное – долететь до Магадана.
С руководителем метеостанции Алексеем Баранник поговорить мне не удалось. Время торопило всех в обратный путь. И распрощавшись с моими новыми знакомыми, я последним, успев угадать по волчьей морде Бима, несусь к вертолету.
11 часов 35 минут.
На мысе, образуя настоящую пургу, наш вертолет берет курс на Магадан.
11 часов 45 минут.
Машина попадает в полосу «болтанки». Сидящая напротив Елена Бузолина испуганно прижимается к плечу мужа. Пугаюсь за нее и я. Врач-гинеколог Зоя Супольникова тут же подсаживается к будущей маме. Прижавшись лицом к ее уху, она, по-видимому, спрашивает о самочувствии. К счастью, «болтанка» тут же прекратилась и я пересаживаюсь поближе к Наталье Балаклиевской. Расспрашиваю ее о враче-гинекологе.
Оказывается, что Зоя Викторовна летает не впервой. Несколько лет назад в Тахтоямске она вместе с Натальей принимала участие при оперировании больной с внематочной беременностью.
Затем последовал перерыв ее работы в рядах сотрудников ТЦМК. Последние полгода она вновь, по мере необходимости, включается в состав спасательных операций. «Надежный и опытный специалист Супольникова», – сказала в заключение моего любопытства сестра анестезистка.
Подсаживаюсь к врачу-анестезиологу-реаниматологу Сергею Буянову. Перекрикивая стрекотание вертолета, расспрашиваю его о выводах при обследовании беременной женщины.
«Знаешь, Анатолий, – ответил он, – в нашем случае будущая мама, а она первородок, поступила очень осмотрительно. Прекрасно понимая, что не за горами время пург и ненастья, связанного с туманами и, как следствием всему, нелетной погодой, она решила не рисковать и забила преждевременную тревогу. К тому же они с мужем решили после обследования в роддоме лететь в Новосибирск. Как человек я ее оправдываю, а как врач считаю, что ее «паника» в связи с будущими родами преждевременна. Впрочем, лучше расспроси об этом нашего гинеколога».
Зоя Викторовна Супольникова – гинеколог отделения патологии беременности Магаданского роддома коренной житель Тахтоямска, где и сегодня проживают ее родители. После окончания Хабаровского медицинского института в течение вот уже пятнадцати лет работает по специальности в системе Магаданского здравоохранения. «Состояние будущей мамы – нормальное, – сказала она. У нее несколько повышенное давление, а так, я уверена в том, что обойдется все без патологии. Девочка она по здоровью крепенькая и все у нее будет хорошо. У нас в отделении мы ее понаблюдаем, а дальше пусть поступает так, как они это запланировали с мужем».
12 часов 20 минут.
Оставив по правому борту Олу, Ми-8 летит над бухтой Гертнера. С высоты на льду узреваю чернеющие точки. Да это же район Черного ключа, догадываюсь я, – а точки – это автомобили любителей подледной рыбалки. Их много этих автомобилей. Один из таковых рыбаки из Магаданрыбы во время осенней добычи камбалы на МРС-053 посредством снюрревода зацепили на дне. О буксировке автомобиля к берегу, к счастью, уникальная рыболовная снасть то выдержала, я, отсняв фотоматериалы, написал в очередном выпуске газеты «ВМ». А через пару дней меня по поводу моего репортажа пригласили в Транспортную прокуратуру. Объяснения в ней по факту такого улова мне пришлось писать в объеме, гораздо превышающем газетный репортаж. И слава Богу, о том мне стало известно чуть позже, за утонувшим автомобилем не числились жертвы и даже не нашелся его бывший хозяин… А пока я размышляю о том, что рыбалка – пуще неволи, наш вертолет завис над аэродромом.
12 часов 35 минут.
Командир экипажа Ми-8, пилот второго класса Сергей Черных (мне это говорить не впервой) свое дело знает. Винтокрылая машина, ведомая им, подняв снежную бурю, мягко приземлилась на полосе. К ней устремились два автомобиля с красными крестами на салонах. Так закончился этот авиарейс на край земли во имя жизни еще не родившегося человека.
Анатолий СТАРКОВ.
Вернуться назад