Главная > Культура. Искусство > «ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ АКТЕР РАДОВАЛСЯ...»

«ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ АКТЕР РАДОВАЛСЯ...»


5-03-2015, 12:05. Разместил: redaktor
Театр каждый день создает для зрителей подобие некой иллюзорной жизни, и задача бутафора сделать эту иллюзию максимально правдивой, чтобы помочь актеру существовать в данных предлагаемых обстоятельствах. Именно благодаря таким скромным и незаметным постороннему глазу труженикам сцены, актер может лучше вжиться в роль. В результате чего, ему будет легче заставить зрителя поверить в происходящее на сцене и окунуться в ту историю, которую ему представляют.
Таким тружеником является заведующая бутафорским цехом Любовь Петровна Бундур. Глядя на эту молодую женщину с блестящими озорными глазами никогда не скажешь, что у нее не только взрослые дети, но уже есть и внуки, старший из которых, пошел в первый класс.
Родилась Любовь Петровна в Магадане. Ее самостоятельная жизнь началась очень рано. Мама сильно болела, помощи ждать было неоткуда, и ей пришлось самой становиться на ноги.
- Я даже не заметила, когда стала взрослой. После 8-го класса пошла учиться на кондитера. Выучилась и очень полюбила эту профессию. Но так сложилась жизнь, что я не смогла работать по специальности, пришлось искать что-то другое.
Случайно Любовь Петровна узнала, что в Магадане открылся кукольный театр. Девушка, с детства любившая мастерить поделки своими руками, пришла туда и попросилась на работу. Сначала ее взяли учеником. Она оказалась усидчивой и усердной ученицей, и ей предложили остаться.
- Кукольный театр находился в стареньком древнем бараке. Там мы начинали. В театре необходимо было создавать репертуар, чтобы шел зритель. Нам приходилось работать и в выходные, и ночью. Я не видела дом и семью вообще. Не могла даже с детьми толком пообщаться, потому что была все время в творчестве. Мы даже работу на дом брали. Я вечно сидела вся в поролоне или пенопласте, что-то стригла, шила. Так я проработала 18 лет.
Но необходимо было кормить семью и из кукольного театра пришлось уйти. К тому времени у Любови Петровны было двое детей. Младшая дочь как раз пошла в школу. Директор драматического театра предложил должность заведующей бутафорским цехом. Выбор дался не легко, ведь на новом месте была совсем другая специфика. От маленьких куколок, при изготовлении которых требуется почти ювелирная работа, нужно было перейти к огромным декорациям. Несколько месяцев Любовь Петровна сомневалась, но все-таки решилась.
- Первое время было очень тяжело. Пришлось все начинать заново. Цех был в запустении. Нужно было устраивать быт, чтобы людям было комфортно работать. Если тебя поставили завцехом, то, естественно, на тебе лежит ответственность за твоих подчиненных. Постепенно все наладилось.
Заведующей бутафорским цехом Любовь Петровна работает уже 16 лет. Рассказывая о своей профессии, она отмечает:
- Бутафория требует нежного обращения. У меня такой принцип: хочется, чтобы актер радовался тому, что он взял в руки. Чтобы ему приятно было работать с этим предметом. Если тяп-ляп сделано, то стыдно даже отдавать. Я люблю, чтобы все было аккуратно, глаз радовало.
По признанию Любови Петровны, работа бутафора – адский труд. На подготовку к спектаклю обычно дается очень мало времени, и ей не раз приходилось ночевать на работе, а члены семьи приносили еду в баночках.
В бутафорском цехе театра делается все: от маленьких колечек, бижутерии и костюмов до грузных монументальных декораций. Материалы, как говорит Любовь Петровна, используются все, какие есть в Магадане.
- Мы со всем работаем. Пенопласт, поролон, ткани, полипропилен. Все химические волокна. Пенопласт и поролон – основные материалы. Мы из них выстригаем любую форму.
На ходу Любовь Петровна показывает, как легко работать с этими материалами. Со стороны это действительно так. Но сколько сил, времени и фантазии нужно, чтобы из «ничего» появился предмет, который можно дать актеру.
- Создавая форму скульптуры, я себе в голове что-нибудь рисую и начинаю это вырезать ножом, потом шкуркой прошелся, папье-маше сверху наложил и покрасил – и вот уже получилась античная ваза или голова какого-нибудь персонажа.
- Есть какие-то особенные предметы или декорации, с которыми Вы работали?
- Декораций за столько лет было очень много. Запомнился фестиваль «Свет лагерной рампы», там были огромные декорации с барельефами и колоннами. Очень сложные, крупные, массивные. Мы все лето над ними работали. А лето выдалось жаркое. Так было жалко, что мы сидим здесь, в подвале, а на улице такая хорошая погода. Все детали надо было создать, совместить и выдать на сцену. Обклейка была очень сложная. Но потом такая гордость появилась, что мы все это сделали.
Любовь Петровна показывает заготовку костюма медведя для спектакля. «А теперь мы добавим глаза – пуговицы, сюда кожаный нос, меховые уши. Вот уже можно представить, что будет». Все делается очень быстро, а я удивляюсь насколько похоже получилось. Кусок меха и подручные материалы, и вот на тебя уже смотрит совсем, как настоящий медведь.
- Что такое бутафория в Вашем понимании?
- Я думаю, что это искусство, когда нужно, чтобы то, что ты делаешь, было максимально похоже на настоящее. Естественно, это не настоящее. Но попытка сделать так, чтобы в это поверили.
- Что самое сложное в Вашей работе?
- Творческий поиск. «Рожаю» идеи очень долго. Постоянно думаю о чем то, и среди ночи вдруг приходит мысль, как можно лучше сделать ту или иную вещь. Каждую такую идею вынашиваешь, как ребенка.
На вопрос: Вы никогда не жалели о выбранной профессии, Любовь Петровна уверенно отвечает:
- Никогда. Конечно работа тяжелая, но я себе не представляю, как я могу заниматься чем-нибудь другим. Выполнять ежедневную, монотонную работу – это не мое. Мне хочется все время что-то новое создавать. А здесь постоянно что-то придумываешь. Берешь эскизы и представляешь, что из этого можно сделать, чтобы было красиво и понравилось зрителям.
Несмотря на плотную занятость, Любови Петровне хватало времени и на семью. Рассказывая о которой, она в первую очередь говорит о своих дочерях, которыми очень гордится. Они обе выбрали себе сложные, серьезные профессии.
- Девчонки у меня хорошие. Старшая дочь – капитан дознания. Несколько раз была награждена медалями за то, что лучше всех стреляет. Младшая работает приставом, при этом успевает учиться в двух институтах. Они у меня молодцы. Любят Север, Магадан и хотят служить Родине. Очень патриотичные девушки. Я ими горжусь. Еще у меня два замечательных внука от старшей дочери, хорошие, добрые мальчики. В общем, все хорошо. Я счастлива.
- Наша газета выйдет в преддверии 8-го Марта, что бы Вы пожелали женщинам?
- Я бы хотела пожелать им, прежде всего, любви, терпения и побольше внимания от своих близких. А еще огромного счастья. Женщины у нас замечательные. На них всегда большая ответственность: накормить, обогреть, постирать… При этом еще надо успевать работать и хорошо выглядеть. С праздником, милые женщины!
Театр – это особый мир, который каждый день в своих спектаклях создает для зрителей подобие настоящей жизни. Мы придем на театральную постановку и обязательно поверим в то, что нам будут показывать, и существенная заслуга в этом таких незаметных постороннему глазу людей.
Елена КУХТИНА.

Вернуться назад