Главная > Неделя > ГОРОД НАШЕЙ СУДЬБЫ

ГОРОД НАШЕЙ СУДЬБЫ


24-07-2014, 01:40. Разместил: redaktor
В ходе юбилейных торжеств в Магадане был открыт на берегу Нагаевской бухты памятник Владимиру Высоцкому

Губернатор области Владимир Печеный, мэр Магадана Сергей Абрамов, глава МО «Город Магадан» Андрей Попов, сотни горожан и десятки журналистов пришли на открытие памятника.
Скульптурную композицию всенародно любимого певца по заказу муниципальных властей изготовил магаданский художник Юрий Руденко. Высота – около 180 см, вес – несколько сотен килограммов, его установили недалеко от памятника первопроходцам Колымы. По замыслу автора, Владимир Высоцкий стоит с гитарой и курткой на плече и смотрит вдаль, на бухту Нагаева, Каменный венец и бесконечную даль Охотского моря.
- Сегодня для всех нас, для нашего города происходит очень важное и значимое событие. Мы вписываем еще одну добрую страницу в историю нашего любимого Магадана. Здесь, в Нагаевской бухте, мы открываем памятник автору и исполнителю песен, поэту и актеру, который прославил Магадан в своих песнях, – обратился к магаданцам на открытии памятника мэр города Сергей Абрамов. – И я искренне уверен, что эта площадка станет местом приятных встреч, добрых бесед, памятным местом отдыха для всех магаданцев и гостей города.
Для Магадана эта скульптурная композиция – не просто событие культурной жизни города. Памятник станет историческим, общественным и важным брендовым проектом для нашей территории.
Огромную благодарность автору скульптуры Юрию Руденко и всем, кто принял участие в реализации этого проекта, выразили губернатор области Владимир Печеный, мэр Магадана Сергей Абрамов и глава МО «Город Магадан» Андрей Попов – за его удивительную работу.
Кроме того, Юрия Руденко наградили памятным знаком «Магадану – 75 лет» и ценным подарком. Напомним, что Юрий Руденко – автор целого ряда скульптур: фигуры мамонта в Нагаевской бухте, композиции из оленей у въездной стелы в город и других памятников, украшающих Магадан.


ОН ВЕРНУЛСЯ В «НАГАЙСКУЮ БУХТУ»...
О НЕКОТОРЫХ ПОДРОБНОСТЯХ ПОЕЗДКИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО В МАГАДАН В МАРТЕ 1968-ГО ГОДА
За мной летели слухи по следам,
Опережая самолет и вьюгу,-
Я все-таки уехал в Магадан
К другу!..


***
Через «Магаданский комсомолец», первую и единственную молодежную газету Северо-Востока – прошло немало талантливых, ставших затем известными людей. В 1958 г. здесь работал Валентин Черных, будущий кинодраматург, режиссер, автор знаменитого, как сейчас говорят – культового фильма «Москва слезам не верит», получившего в 1980 г. Оскара. Попал он на Север после службы в Приморье, но в Магадане, поработав в молодежке, пробыл недолго – женился на москвичке и уехал в столицу…
60-е годы, когда редакторами «МК» были Владимир Новиков, потом Вячеслав Кузнецов, Владимир Яковлев и Александр Бирюков – отмечены появлением молодой талантливой литературной поросли Северо-Востока: в это время публикуются первые произведения, а потом и книжки Альберта Мифтахутдинова, Владилена Леонтьева, Анатолия Пчелкина, Олега Куваева, Альберта Адамова, Владимира Першина и других литераторов.
Еще в 1957-м году в «МК» начало работать литературное объединение, которое в течение двух лет вела Ольга Гуссаковская, литсотрудник «МК», ставшая затем писательницей. Первая книга ее была «Ищу страну Синегорию»…
Сам Саша Бирюков (родившийся в Магадане, но выросший в Москве, и снова вернувшийся на Север), поработав немного в прокуратуре (он по образованию был юрист), ушел в журналистику, активно и много писал, стал собственным корреспондентом АПН (Агентство печати «Новости», наряду с ТАСС – крупнейшее в стране), а потом получил предложение возглавить «Магаданский комсомолец» и дал согласие, потому, надо полагать, что связывал свои надежды с писательским трудом, а молодёжная газета была хорошей площадкой для этого во всех отношениях…
Вот как вспоминал сам А.Бирюков о своём дебюте и атмосфере тех лет (в беседе с Владиславом Ивановым, опубликованной в «Литературной России», которой успешно руководит когда-то начинавший в «МК» Вячеслав Огрызко): «...Тогда казалось, что все твои друзья, знакомые сочиняют, пишут и читают. Так оно и было! Магадан являлся самым книгочейным городом, вот в чём я не сомневаюсь, и главное, самым понимающим толк в литературе. Это была мощнейшая и насыщенная литературная среда. И я тоже попал в неё. За что благодарен судьбе и…Юре Клепикову, с которым мы приехали в Магадан, тогда моему московскому другу, окончившему факультет журналистики (кстати, единственному по тем временам специалисту с высшим образованием на магаданской телестудии). Под его влиянием я в январе 1961 года впервые выступил в «Магаданском комсомольце» с кино -рецензией…». (Юрий Клепиков стал известным кинодраматургом и актёром, он автор сценариев таких фильмов как «Восхождение», «Пацаны», «Не болит голова у дятла», «Даурия» и др.).
И далее: «…Я застал на Колыме краешек той первой гласности, безвозвратно замурованной социалистической системой. 50-е годы дали глоток свободы, а после этого – он, этот глоток, сохранившийся в творчестве, в образах, помогал выживать в режиме, в цензуре. В.Португалов, В.Гольдовская и другие «старшие товарищи» дали мне необходимый на первое время жизненный запас…»
***
А художником газеты был в те годы (вторая половина 1960-х) выросший в замечательного графика Виктор Кошелев. Его рисунки, как и фотографии Василия Шумкова украшали страницы «Магаданского комсомольца». Жена его Нина Кошелева тоже была незаурядным человеком (впоследствии стала директором областной библиотеки им. А.С. Пушкина, Почетным гражданином Магадана).
Именно у них в кратковременных гостях побывал прилетавший на пару дней в Магадан Владимир Высоцкий. Об этой истории много написано, напомню лишь, что прилетел Высоцкий в Магадан к своему другу Игорю Кохановскому. Игорь, талантливый поэт, родился в Магадане, но вырос и учился в Москве. (Отец Игоря был знаком с Э.П.Берзиным, друзья отца были арестованы по «делу Берзина»)…
Вот что рассказал Александр Бирюков в упомянутом интервью, объясняя, в частности, своё обращение к документалистике, связанной с «гулаговской» темой. Он говорит, что была в этом, «увы, и личная заитересованность тоже, семейная скорее. До настоящего времени – при моём доступе к архивам – я не знаю, как погиб мой дед: то ли в лагере, то ли под следствием. Я не знаю, в чём был «виновен» мой отец, просидевший полтора года под четырьмя расстрельными статьями в доме Васькова, и мучившийся там же мой дядя – Василий Моисеевич, отец известного Игоря Кохановского…».
В 1965 г. Игорь Кохановский приехал на Север и стал корреспондентом «Магаданского комсомольца», где трудился по 1968-й год, в том числе собкором на Чукотке.
Вот как поведал об этом сам И. Кохановский в интервью, опубликованном в «Независимой газете» («Экслибрис») в июне 2012 года: «… Так случилось, что я познакомился с Владимиром Новиковым, завотделом очерков в журнале «Смена», где были напечатаны мои стихи. И когда он узнал, что я бросил свою инженерную профессию и работаю внештатным корреспондентом «Московского комсомольца», то сказал, что если уж избирать стезю журналиста, то надо начинать не с «Московского», а с «Магаданского комсомольца» (Новиков несколько лет до этого был главным редактором этой газеты). И, ознакомившись с моими газетными публикациями, написал рекомендательное письмо в Магадан. Оттуда на меня прислали запрос и после футбольного матча СССР-Бразилия, где играли Гарринча и Пеле (этот матч я пропустить просто не мог), я уехал…».
По рассказу Нины Кошелевой, Высоцкий из-за погоды (как он сам поведал) не мог вылететь в Одессу, на съёмки в фильме «Интервенция», и услышав в аэропорту о заканчивающейся посадке в Магадан, решил, пользуясь моментом и настроением, махнуть к другу и уговорил взять его на борт…
Через тринадцать часов, он, прибыв в столицу Колымского края, отправился разыскивать друга (у которого не было ещё постоянного жилья и адреса), нашёл редакцию «Магаданского комсомольца», дело было уже вечером, здесь толкались в коридоре только студенты-заочники ВЮЗИ (Всесоюзный юридический заочный институт), сдававшие зачёты…
Что было дальше, Нина Кошелева рассказывала со слов друга семьи преподавателя ВЮЗИ Эдуарда Ахназарова: «…Принимает он в этом знаменитом здании (двухэтажка на месте нынешнего Собора) зачёт у заочников-юристов. Входит очередной студент. Поздоровался. Подошёл к столу. «Высоцкий», – представился. Ахназаров усадил его, задал вопрос по политэкономии и стал ждать ответа. «Я Владимир Высоцкий, разыскиваю Игоря Кохановского, но в редакции никого нет». Ахназаров и дал ему наш телефон. Теперь уже Высоцкий удивился, что первый встречный знает про Игоря и главное, знает, где его найти…».
Это интервью опубликовал в 1988 году в альманахе «На Севере Дальнем» Володя Першин, главный редактор альманаха (и издательства). Собеседница тогда выступила под псевдонимом Л.Н.
Вернёмся к Игорю Кохановскому.
«– Высоцкий написал на ваш отъезд песню и потом еще четыре вещи посвятил вам. И ведь приезжал к вам?
(Окончание на стр. 14).
(Окончание, нач. на стр. 5).
– Магаданцы очень хотели концерта, ведь Володя уже был Высоцким – пел свои песни-стилизации «Красное-зеленое», «На нейтральной полосе» и другие. Но в те два дня, что он был у меня в Магадане, ничего петь не стал, был не в форме. Зато мы много с ним ходили по городу, и я ему все показал: и Нагаевскую бухту, и всю эту северную нищету, и бывшие лагерные бараки.
Из Магадана я вернулся со своей первой книжкой «Звуковой барьер». Потом попал на совещание молодых писателей, меня рекомендовали в Союз. Теплую рекомендацию мне дал Юрий Давыдович Левитанский, которого, как и других поэтов его поколения – Самойлова, Межирова, Слуцкого – мы очень ценили».
Именно в эту пору написал Кохановский знаменитое «Бабье лето»… «А я кружу напропалую с самой ветреной из женщин, А я давно искал такую, и не больше и не меньше…». Эти слова из песни связаны с реальной героиней, наши магаданские дамы считали, что – с корректором из нашей типографии. В корректорах всегда у нас работали самые красивые девушки и женщины!.. Но это не так (там ведь есть и посвящение – «Е. К.»). Вот свидетельство самого Кохановского.
«Эта песня посвящена Лене Копелевой, дочери Льва Копелева, с которой у нас тогда была большая любовь. Песня написалась абсолютно случайно. Я немножко болел белой завистью по отношению к Володиным песням, мой Вертинский уже никого не трогал. Однажды пришел домой, погода была особенная, клены действительно как-то по волшебному украшали улицы, я сел и сразу начал писать: «Клены выкрасили город колдовским каким-то цветом…». И так дальше. А потом подобрал мотив. И в тот же вечер пришли ребята – Володя, Артур Макаров, Утевский. Я им спел, и Макаров сразу попросил повторить. Володя потом тоже пел эту песню, немножко переставляя куплеты, а на одном концерте даже сказанул, что это он сочинил мелодию. Но потом покаялся (смеется)».
Летом 68-го года Кохановский был в длительном северном отпуске в Москве.
«Короткий телефонный диалог:
– Васечек (так они обращались друг к другу с Высоцким-авт.), привет. Ты видел сегодняшнюю «Советскую Россию»?
– Нет. А что?
– Там жуткая статья про меня. Сейчас приеду.
Когда я открыл ему дверь, то увидел все того же улыбающегося Володю, каким он был, верней, казался почти всегда. Правда, улыбка на сей раз была грустноватой. А когда он закурил и немного пришел в себя, стало заметно, как он разозлен и расстроен.
Статья называлась «О чем поёт Высоцкий». Была она написана тем, как говорится, бойким пером, моментально выдающим заданность и тенденциозность темы. За всем этим прямолинейным и псевдопатриотическим пафосом обличений четко просматривались демагогия и ограниченность ангажированного автора, получившего, видимо, задание приструнить не в меру смелого и откровенного барда. А когда я вспомнил, что не так давно в этой же газете была аналогичная разгромная статья о Г.Горбовском, то стало ясно, что началась очередная кампания на неугодных, не поддающихся укрощению администраторам от идеологии.
Но судьба и на этот раз была милостива к Володе. Дело в том, что главным «обвинительным пунктом» публикации, вокруг которой организовывалась и велась атака на певца, было уличение В. Высоцкого в якобы оскорблении и насмехательстве над всем, «чем гордится коллектив» (говоря словами одной из Володиных песен). И в подтверждение этой мысли автор статьи цитировал строчки из песни... Ю. Визбора о технологе Петухове: «Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей». (Конечно, добродушная ирония этих строк была явно за пределами понимания зашоренного критика.)
- Васечек, они прокололись. И этим ты спасен. Сейчас едем в газету,- сказал я возбужденно.
- Куда едем? Зачем?
- Объясняю...
Дело в том, что тогда в «Советской России» (не помню только, в каком отделе) работал Владимир Новиков, бывший главный редактор «Магаданского комсомольца», в котором я трудился в то время, о котором пишу.
Я позвонил В. Новикову, объяснил в чем дело. В ответ услышал: «Приезжайте».
Когда мы приехали, он уже все узнал. Да, очередная кампания припугнуть, приструнить. Последствий никаких не будет, тем более что в статье такая грубая ошибка. Так что, как говорится, можно спать спокойно...
Мы поблагодарили, попрощались и поехали ко мне обсудить «по спокухе» (наше выражение) все случившееся».
***
А совсем недавно (осенью 2013 г.-авт.), когда писал эти воспоминания, мне неожиданно стало известно о ночном магаданском концерте Высоцкого «закрытого типа», о котором поведал человек, организовавший его – бывший первый секретарь Магаданского обкома ВЛКСМ Андрей Середин, недавно скончавшийся в Херсоне. Он рассказал о нём журналисту, бывшему партработнику Анатолию Старкову, который навещал его незадолго до кончины во время своей поездки на Украину. Почему долго молчал о том? – потому что был, во-первых, как человек, проживший нелёгкую жизнь и немало претерпевший, сдержан во всём, что касалось упоминания людей власти, во-вторых, и не в характере Андрея было «хвалиться» знакомствами со знаменитыми людьми…Да и повода не было, он давно жил на Украине…
Я ещё застал его, помню приветливую деловитость Середина, мы его искренне уважали. (Андрей, кстати, стал инициатором проведения в Магадане популярного турнира В.Попенченко).
Вот что он поведал Анатолию Старкову, излагаю с его слов.
…Тогда, мартовской ночью 1968-го Середина разбудил звонок недавно утверждённого первого секретаря обкома партии Сергея Афанасьевича Шайдурова.
- Андрей, тебе известно, что в нашем городе находится Владимир Высоцкий?
- Да, Сергей Афанасьевич…
- Он приехал к Кохановскому?
-Да, Сергей Афанасьевич…
- Он работает у тебя в «Магаданском комсомольце»?
– Так точно, Сергей Афанасьевич…
- Андрей, я дам сейчас распоряжение в гараж, машина будет ждать тебя у подъезда. Через час жду вас троих у себя на Снежке. (Т.е.в обкомовской даче на Снежной долине).
Короткие гудки… Не выполнить приказ Первого в те времена было невообразимо, можно было лишиться и должности, и не только, об этом даже не помышляли.
Через самое короткое время Середин уже стоял на пороге квартиры, где обитал Кохановский, однако разговаривать ему пришлось на площадке с самим Владимиром Высоцким. Его первым разбудили...
- Доложился я барду, – рассказывал Середин,- а он только что не послал меня подальше, мол, дело принципа – я здесь не ради концертов и официальных посиделок, а приехал к другу…
Пришлось настаивать на том, чтобы всё-таки подняли Игоря…Надо ли рассказывать о том, как они на пару с ним уговаривали Высоцкого – Игорь-то понимал, чем грозит Андрею неисполнение приказа Шайдурова, да и ему самому тоже по линии работы. В конце концов, сработал аргумент Игоря:
- Надо, Володя! – негоже такого парня губить. Толковый он, и из наших…
И пел на Снежке Владимир Высоцкий, и позастольничали они с первым секретарём обкома на славу. И как признался потом знаменитый гость Середину – о встрече с Сергеем Афанасьевичем он нисколечко не пожалел, понравился ему от души наш Шайдуров…
С. РЫЖОВ (из документальной повести «В строю милосердия». Из истории «Магаданского комсомольца»).
P.S. К сожалению ушел недавно в жизнь иную и наш коллега, человек с горячим, неравнодушным сердцем Анатолий Старков. И о нем, также как и многих упомянутых в материале людях мы храним благодарную память...

Вернуться назад