Главная > Образование. Наука > «ОБРАЗОВАНИЕ Г.МАГАДАНА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ»

«ОБРАЗОВАНИЕ Г.МАГАДАНА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ»


27-03-2014, 06:19. Разместил: redaktor
Это уже вторая профориентационная пресс-конференция, которая 12 марта 2014 г. проводилась на педагогическом факультете СВГУ в таком формате.
Как и в 2013 году в мероприятии приняли участие ректор СВГУ Анатолий Широков, заместитель мэра г. Магадана Екатерина Никитская, начальник управления образования мэрии г. Магадана Светлана Колмогорова, декан педагогического факультета СВГУ Ольга Клыпа, начальник отдела содействия занятости, трудоутройства и практик СВГУ Галина Кунцевич, начальник отдела дошкольных учреждений УО Ирина Макарова, директора школ города: Валентина Симонова (СОШ №18), Виктория Голубева (СОШ №29), Надежда Мельничук (лицей ЭБ), заведующие дошкольными учреждениями: Наталья Черкасова (д/сад №58), Лидия Сидукова (д/сад №53), Клара Бережная (д/сад №57).
Конференция была организована для студентов и преподавателей педагогического факультета, где обучаются будущие преподаватели дошкольной педагогики и психологии, социальные педагоги, учителя начальных классов и учителя физической культуры.
Главная задача мероприятия – привлечь выпускников и студентов, обучающихся на педагогических специальностях, к работе в образовании г. Магадана.
В своем выступлении С.Л. Колмогорова не касалась проблем, которые, несомненно, есть в образовании города, она рассказала о том, как развивается образование сегодня и что ожидает его впереди. А учитывая, что местные органы власти (в отличие от других регионов, где этого нет и проблем гораздо больше) поддерживают систему образования, перспективы у этой отрасли весьма радужные. Постепенно растет заработная плата воспитателей детских садов и учителей школ и приближается к средней заработной плате по региону (а это немаловажный фактор развития образования), проводятся капитальные ремонты зданий, совершенствуется оборудование, растет число инновационных учреждений образования. Причем эксперименты проводятся не только на городском и региональном уровнях, но есть и федеральные экспериментальные площадки.
Учитывая стабилизацию ситуации с заработной платой и предоставлением других льгот на муниципальном уровне для работников образовательной сферы, в управлении образовании города появились обращения от педагогов центральной России и даже с Украины. То есть, если сегодня еще имеются вакансии и выпускник педагогического факультета может выбрать то учреждение образования, которое ему больше по душе, то через 2-3 года выбирать уже не придется.
Екатерина Владимировна Никитская в своем выступлении не только рассказала о том, что делается муниципалитетом в рамках поддержки молодых специалистов, но и с мелом в руке доказала, что взять, например, ипотечный кредит, работая учителем школы, намного выгоднее, чем обычным магаданцам. Помимо того, что 400 тысяч рублей эта сумма, которая безвозмездно оплачивается за учителя, но и ежемесячные проценты также гасятся из средств муниципалитета. Таким образом, педагоги имеют возможность иметь благоустроенное жилье на весьма привлекательных условиях.
Екатерина Владимировна отметила, что все это стало возможным, благодаря городской целевой программе «Развитие системы образования г. Магадана».
Далее последовали вопросы студентов. Их интересовало и что включает в себя социальный пакет молодого педагога, и сколько сегодня получает молодой специалист и в школе, и в детском саду, и какие конкретно инновации сегодня внедряются в образовательных учреждениях, и можно ли устроить ребенка в детский сад, если мама является студенткой очного отделения, производят ли педагогам доплату за инновации и многое многое другое.
Пресс-конференция длилась в течение полутора часов и завершилась выступлением ректора Анатолия Широкова, который отметил, что в прошлом веке, когда его поколение завершало обучение, в вузе необходимо было отработать по распределению 3 года, т.е. не выбирать место работы, а работать там, куда тебя послали и где ты нужнее. Сегодня выпускникам предлагают большое количество бонусов и предлагают самому определять, куда пойти работать. И, если идти работать не по профессии, то куда и кем? И сегодняшний студент должен в процессе обучения овладеть таким уровнем знаний, который поможет ему достойно реализовать себя на педагогическом поприще.
Конечно, часть проблем постепенно решается на местном уровне, но некоторые из них остаются весьма и весьма острыми. Например, проблема вакансий воспитателей в магаданских детских садах. И это даже не от того, что зарплата воспитателя все же ниже, чем учителя. Дело в другом. Пока на уровне Министерства образования и науки РФ не будут снижены нормы детей в группах, по-моему мнению, вопрос не сдвинется с места. Потому что, даже самая высокая заработная плата не поможет воспитателю преодолеть физическую усталость после рабочего дня.
Например, детей в группах до 3-х лет по нормативам должно быть не менее 15 человек (а практически во всех ДОУ города их больше). Попробуйте одеть на прогулку 15 ребятишек такого возраста. А после прогулки снимите с них верхнюю одежду, повесьте ее в шкафчик (да еще, чтобы ничего не перепутать), обуйте им туфельки, помойте руки, вытрите полотенцем и усадите за стол. Но и это еще не все. После обеда снова помогите детям раздеться, уложите каждого в кровать, подоткните одеяло. Но и это еще не все – после сна процедура должна повториться с точностью до наоборот.
Если же воспитатель работает с 5-6-летними ребятишками, которых в группе по норме должно быть 20 человек, то согласитесь это не менее тяжелый труд.
А ведь помимо этого, нужно еще провести занятия (2-4 в день, в зависимости от возраста детей), зарядку, подготовить малышей к музыкальному занятию и отвести в музыкальный зал, организовать игры в свободное время, решить возникшие между детьми проблемы и т.д., и т.д., и т.д.
Именно поэтому воспитатели испытывают не только психологическую, но и физическую усталость. А готова ли к такой нагрузке молодая выпускница вуза, у которой даже детей своих пока нет? Теперь выпускники-бакалавры будут завершать обучение в вузе в 20-21 год, т.е. это совсем молодые девочки, которые, возможно, даже физически не готовы к такой работе.
Отрицательно сказывается на работе воспитателей и отсутствие младших воспитателей или, как их раньше называли «нянечек». Ну а здесь уж точно заработная плата оставляет желать лучшего. Она просто низкая.
Должны быть предложены, какие-то меры на муниципальном уровне, которые помогут привлечь на эти должности молодых магаданок. В XX веке дети нянечек посещали детский сад бесплатно, помимо этого, они сами платили за свое питание (обед в детском саду) всего 50%. Были и другие льготы, которые были отменены с начала XXI века. Может стоит все же вернуться к ним, хотя бы частично?
Иногда случается и такое, что выпускницы педфака, отработав в детском саду с полгода, увольняются и уходят работать в совершенно другую сферу. Хотя я, как преподаватель, точно знаю, что им нравилась профессия воспитателя ДОУ. Из беседы с ними можно узнать, что они по-прежнему любят детей и работа им нравится, но им непонятно, почему, имея высшее образование, они должны помимо своей основной работы, выполнять обязанности младшего воспитателя – мыть посуду, полы, унитазы и т.п. И не стоит их за это осуждать и говорить, что мы в свое время не боялись никакой работы. А они и не боятся – они просто не понимают, зачем учиться 5 лет, чтобы выполнять неквалифицированную работу? Так что в чем-то они все же правы.
Вот и получается, что не все проблемы заключаются в заработной плате, есть и такие, которые требуют решения на более высоком уровне, чем муниципальные и региональные органы власти.
Несомненно, что есть проблемы и у будущих социальных педагогов, и у будущих учителей начальных классов, и у будущих учителей физической культуры, которые обучаются на педагогическом факультете, но они не настолько остры, чем проблемы педагогов дошкольных образовательных учреждений.
После конференции и студенты, и преподаватели еще долго обменивались мнениями. Какие моменты в выступлениях подтолкнули студентов к размышлениям о своей будущей профессии. Что-то они хотели уточнить и спрашивали уже у преподавателей на следующий день.
И то, что они не остались безразличными – это важный показатель. Это значит, что магаданское образование будет продолжать развиваться, и выпускники педагогического факультета будут поднимать его еще на более высокий уровень.
И тогда мы смело можем говорить, что Магадан был, есть и будет!
Ольга ПАСТЮК, заместитель декана педагогического факультета СВГУ, отличник просвещения РФ, заслуженный педагог РФ, почетный работник образования г. Магадана.

Вернуться назад