Главная > Духовное поле > ЧУДО О «СТАРОМ» КИРПИЧЕ

ЧУДО О «СТАРОМ» КИРПИЧЕ


20-03-2014, 13:16. Разместил: redaktor
В ДЕРЕВНЕ – НОВЫЕ ПРИМЕТЫ
В эту деревушку Шамордино, каких сотни на земле калужской, просто так никто бы и не поехал. Что тут смотреть интересного, разве что наблюдать своеобразный симбиоз, происходящий по тем или иным причинам. Вон стоит большая серая изба, бревна которой превратились в сплошные щели. И вот на этом унылом фоне – знаки современности в виде беленьких и веселеньких стеклопакетов. Принарядилась, старая, в пластик заграничный да склянки матовые встречь солнечным лучам. А там над крышей избенки чашка космической антенны. Дальше, у дома с голубыми резными наличниками и огромной верандой, прямо у поленницы березовых дров припарковался «Фольксваген». Еще у одного строения, прямо под окнами, стоит на земле витрина-морозилка, поодаль которой рокочет компактный движок. Сквозь стекло витрины призывают покупателей молоко, сметана, творог, ягоды, разные овощи. И покупатели есть, нет, не деревенские, а из двух стоящих на обочине дороги автобусов, да теперь еще и из нашего. Что ж, пока стоит за поворотом Казанская Амвросиева Шамординская женская пустынь, будут и покупатели, паломники и туристы, у предприимчивых хозяев «торгового дома». Кто откажется от холодного в жаркий день молочка, клубники или смородины…
ОТ МАЛЕНЬКОГО ХУТОРКА – ДО КОМБАЙНА… В АЛТАРЕ
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, который предстал перед нами своей красотой и величием, по праву достоин не только места на отшибе русского села, но и на площади большого города. И дела его духовные под стать размерам и красоте. Недаром Шамординская – не просто пустынь, а ставропигиальная, то есть находящаяся под непосредственным патронажем Патриарха Московского и всея Руси. Внутри собора меня более всего поразили искусно вышитые золотыми и серебряными нитями, инкрустированные драгоценными и поделочными камнями православные иконы. Я глаз не мог оторвать от творения монахинь обители.
Мы ходили и восхищались волшебным интерьером храма, богатым и пышным паникадилом, изящными колоннами – всем-всем, что видели. Но какими же титаническими трудами все это создавалось, перестраивалось, воссоздавалось…
– Обитель возникла трудами и попечением старца Оптинской пустыни преподобного Амвросия в 1884 году в живописнейшей местности на маленьком хуторке небогатого помещика Калыгина. Решив поступить в монастырь, тот попросил преподобного Амвросия продать кому-нибудь его имение. Вскоре нашлась покупательница – монахиня Амвросия, в миру – богатая помещица А.Н. Ключарева, – рассказывала нам по пути к живоносному источнику наш монастырский гид Аня. – По желанию старца планировку барского дома устроили на манер церкви.
После смерти матушки Амвросии, согласно ее завещанию, в хуторе устроили женскую общину с 30-ю первыми насельницами. С тех пор отец Амвросий начал хлопотать об устройстве в Шамордино храма. Его соорудили из «калыгинского» дома, надстроив на крыше главку с крестом. Когда храм был готов, преподобный Амвросий сделал официальное представление о его освящении и об открытии женской общины.
Первой настоятельницей, – говорила далее Аня, – стала матушка София (Софья Михайловна Астафьева). Человек удивительной доброты, истинного благочестия, глубокого ума, она была достойной ученицей Старца. Он называл ее своей правой рукой. К тому времени в Шамордино подвизались уже 70 насельниц.
В 1885 году случился пожар, а так как все постройки были деревянными, огонь быстро распространялся. Единственный колодец находился под крутой горой. Матушка София приказала вынести Казанскую икону Богоматери. И тогда пламя повернуло от строений обители. Пожар заставил позаботиться об устройстве водопровода. Матушка София скончалась в возрасте 42-х лет, пробыв настоятельницей всего около 3-х лет. Второй настоятельницей стала Ефросинья Розова.
8 июля 1889 года была совершена закладка каменного соборного храма на месте бывшего деревянного. Строился новый храм по проекту московского архитектора С.В. Шервуда, сына академика В.О Шервуда, автора здания Исторического музея на Красной площади.
Благодаря меценатам – супругам С.В. и А.Я. Перловым – здесь были устроены приют, больница на 60 коек, богадельня, мастерские: чеканная, золочения по дереву, золото­швейная. Заведены собственные фотография и типография.
Преподобный Амвросий скончался в Шамордино 10 октября 1891 года. Гроб с телом праведника несли 12 верст до Оптиной пустыни, передавая из рук в руки.
8 июля 1901 года община была возведена в степень монастыря и переименована в Казанскую Амвросиеву женскую пустынь. Освящение нового, великолепного в архитектурном отношении, Казанского собора, стоялось 24 октября 1902 года.
В начале ХХ века число насельниц обители составляло более 800 человек. Помимо подсобного хозяйства сестры трудились в иконописной, золотошвейной, башмачной мастерских, занимались фотографией, гончарным делом, ковроткачеством. Имелись типография и кирпичный завод. В пустыни было 4 храма, приют для девочек-сирот, приют для калек и убогих, женская богадельня, больница и странноприимный дом. Управляла Пустынью игуменья.
– А дальше что?
– А дальше, как и везде, – ответила Аня. – В 1923 году монастырь закрыли, часть сестер расстреляли, часть сослали. Монашеские кельи заселились мирскими лицами, в Казанском соборе был размещен сельхозтехникум. Центральная часть храма была разделена на два этажа железобетонным перекрытием, купола снесены, в алтарной части сделан вход.

В центральном алтаре в качестве наглядного пособия стоял огромный комбайн. От грохота механизмов содрогались стены, рушилась кладка…
Мерзость запустения, полуразрушенные здания, березки на крыше Казанского собора, – вот что увидели здесь первые насельницы монастыря, весной 1990 года. Прежний облик обители можно было представить только по фотографиям. Сегодня с Божией помощью жизнь Шамординского монастыря постепенно налаживается.
…Тем временем, слушая Анин рассказ, по крутой деревянной лестнице в лесу, которая петляла то вправо, то влево, то прямо по настоящему каньону вниз, спустились наконец-то к живоносному источнику. Набрали водицы себе и выполнили «послушание» монахинь, наполнив 5-ти литровые емкости. Такова в монастыре традиция: перед началом лестницы расставлены пластиковые банки, а на листочке просьбы сестер к паломникам и туристам захватить и им на обратном пути святой воды. У многих из них самим это сделать сил уже нет из-за преклонных лет. Мы моложе и здоровее, но, признаюсь, я еле дотянул до верха с двумя банками, думал – руки оторвутся.
ЧУДО О «СТАРОМ» КИРПИЧЕ
А старушка-монахиня матушка Татиана (она так и сказала: Татиана), встретившая нас с баклагами воды и поблагодарившая за «подъемный» труд, вдруг спросила, верим ли мы в чудеса? Ответили паломники вразнобой: да, нет. Тогда матушка Татиана, улыбнувшись как-то совсем по-детски, предложила нам рассказать о чуде, случившемся в монастыре лет 20, а может, поменьше назад. Все, конечно, согласились и стали колечком вокруг монахини.
– Когда мы сюда пришли в 90-х годах, здесь ужас кромешный был. Все разрушено, растерзано, испохаблено. Главный храм наш – Казанский – и на храм-то уже был не похож, весь с обвалившимися стенами. Изверги, в Доме Божием машины гудели.
Что было делать, надо браться за работу. И взялись с Божией помощью, с помощью милосердных людей. Давали деньги, у кого их не было – сами работали. А наша благочинная матушка решила во что бы то ни стало возродить Казанский храм таким, каким он был до революции. Но для этого нужно было много красного кирпича и не просто красного, а так называемого старого. То есть такого, из какого первоначально Казанский был построен.
Матушка заказала «старый» кирпич одному московскому заводу, там пообещали заказ выполнить в срок. А мы стали непрестанно молиться Господу Богу и Божией Матери и просить помочь нам. Также и деньги у людей выпрашивали на кирпич. Но денег как не было, так и не было. А тут с завода матушке позвонили, так, мол, и так, кирпич ваш «старый» готов, мы его доставим в Шамордино на своих машинах, сами разгрузим, а вы уж, пожалуйста, приготовьте денежки! Горе горькое, а где их взять? Стали опять молиться, реветь в один голос, а матушка благочинная, так та вся в слезах в сад убежала, чтобы помолиться в одиночестве.
Потом поехала матушка наша домой, сидит в комнате, а слезы ручьем и тут телефонный звонок. С почты говорят, что на ваше имя получен большой денежный перевод, можете получить.
… Короче, когда она с большой сумкой появилась в монастыре, москвичи уже заканчивали разгружать машины. И все закончилось хорошо.
Ну что, теперь вы поверите в чудо? – И матушка Татиана одарила нас своей обезоруживающей детской улыбкой.
МОНАХИНЯ МАРИЯ ТОЛСТАЯ
На обратном пути в автобусе я «перебирал» в памяти впечатления увиденного и услышанного. Но одного звена в цепочке о Шамордино, чувствовал, что не хватало. Ага, вспомнил. Точнее, вспомнилась хорошая книжка «Очерки былого» Сергея Львовича Толстого, сына Льва Николаевича Толстого.
В этой книге автор не одну страницу посвятил своей любимой тете и любимой сестре Льва Николаевича Марии Николаевне. Прекрасной во всех отношениях женщине, в которую был влюблен И.С. Тургенев (он о ней даже Полине Виардо писал в письмах), не повезло в личной жизни. Но превратности судьбы ее не сломили, устроив достойно в жизни своих детей, она всецело посвятила себя служению Богу. Ушла послушницей в Оптину Пустынь, где ей посчастливилось быть ученицей превосходного духовного наставника – преподобного Амвросия. А потом стала служить рясофорной монахиней в Казанской Шамординской женской пустыни.
Там, как пишет Сергей Львович, сестру посетил ее знаменитый на весь свет брат. О чем были их долгие беседы за два дня перед тем как Лев Николаевич отправится в свой последний земной прижизненный путь, тетя племяннику не рассказала. Но при внимательном прочтении тех мест книги, становится ясно, разговаривали брат с сестрой на темы Православия, духовности, нравственности. Одно лишь сказала Мария Николаевна, что Лев Николаевич в последнее время очень страдал от тоски душевной. С этой тоской непроходящей, с иллюзорностью своих несбывшихся надежд он и ушел в мир иной.
Прощай, Казанская Амвросиева пустынь!
Валентин СИДОРОВ

Вернуться назад