Главная > Образование. Наука > «ИДИТЕ ТЕРНИСТОЙ ДОРОГОЙ ЗНАНИЙ»

«ИДИТЕ ТЕРНИСТОЙ ДОРОГОЙ ЗНАНИЙ»


20-02-2014, 07:06. Разместил: redaktor
«… Не отдельные белые пятнышки – огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше задает нам загадок природа».
Академик В.А. ОБРУЧЕВ.
В гимназии № 24 завершилась ХХI конференция малой академии гимназических наук и искусств. Ей предшествовала большая подготовительная работа как учащихся, так и педагогов.
На конференции работало девять секций: «Естественные науки и психология», «Естественно-математические науки», «Литературоведение», «Математика, информатика», «История, краеведение», «Обществознание», «Культурология», «Лингвистика (иностранный язык)», «Лингвистика (русистика)». На секциях заслушано восемьдесят докладов. С ними выступали учащиеся пятых-одиннадцатых классов. Оценку работам учащихся давало компетентное жюри в составе: Шуберт Э.Е., доктор медицинских наук, профессор СВГУ, академик РАЕН, Тихменев Е.А., кандидат биологических наук, профессор кафедры биологии СВГУ, Пинковский В.И., доктор филологических наук, доцент, зав. кафедрой литературы СВГУ, Склейнис Г.А., доктор филологических наук, профессор кафедры литературы СВГУ, Крашенинников А.Е., кандидат филологических наук, доцент, Райзман М.С., кандидат филологических наук, доцент, Кузнецова С.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии СВГУ, Рось О.Д., кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры и геометрии СВГУ, Субботникова Т.В., научный сотрудник СВКНИИ, Горностаева И.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и истории России СВГУ, Егорова О.И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики СВГУ, Иванов А.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики СВГУ, Пастюк О.В., кандидат педагогических наук, доцент, Зеляк В.Г., кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и истории России СВГУ, Марсенич И.А., доцент кафедры информатики СВГУ, Кашникова А.А., гл. специалист отдела общего образования управления образования мэрии г. Магадана.
***
После представления участникам конференции членов жюри и оглашения секций, к аудитории с приветственным словом обратилась директор гимназии, кандидат педагогических наук Татьяна Ильяшенко. В частности, в ее выступлении прозвучали такие слова: «Надеюсь, что вы, ребята, найдете свое достойное место в жизни и поможет вам в этом именно наука. Идите тернистой дорогой знаний. Не бойтесь преодолевать препятствия. Если вы пойдете – значит, все у нас будет хорошо».
***
Обратимся к некоторым докладам учащихся.
ПОЧЕМУ УЕЗЖАЕТ МОЛОДЕЖЬ
«Причины оттока молодежи из Магаданской области: проблемы и пути решения». Так озаглавила свою работу ученица восьмого класса Милитта Колесникова. Она сообщает, что работа ее состоит из введения, 4 частей и заключения. Это позволяет рассмотреть проблему с демографической, миграционной и экономической точек зрения. Далее следует информация, что на первое января 2013 года население Магадана 101,7 тысячи человек, что составляет 66,7% от численности области. Трудоспособных граждан города 67,6 тысяч человек. Колесникова замечает: «Продолжительность жизни в области растет со второй половины 2000-х годов, но намного меньше, чем по России. Этот показатель остается одним из самых низких на Дальнем Востоке и среди всех регионов Крайнего Севера России».
Автор сообщает, что к 1950-у началось усиленное промышленное освоение Колымы. Этому способствовали введение северных коэффициентов, надбавок и компенсаций расходов на переезд по оргнабору. Население Магадана возросло и насчитывало свыше 150 тысяч человек.
Но с 1990 года инвестиции для области начали сокращаться, население стало покидать регион. За 20 лет оно уменьшилось почти на 60%. На сегодня отток преобладает над притоком населения.
Докладчик говорит: «Отток вымывает более молодое и конкурентоспособное население».

Автор, готовя данный материал, провела анкетирование 164 человека в возрасте от 16 до 25 лет. «Из опрошенных большинство планирует уехать из Магадана (60%), 17% останется и 23% не готовы ответить». «Большинство учащихся и студентов планирует переезд в ЦРС (92%), 7% опрошенных собираются уехать за границу». Причина – низкий уровень доходов (48,1%) и суровые климатические условия (32,3%).

Далее автор предлагает ряд мер, способствующих тому, чтобы регион стал привлекателен для молодежи. Перечень их обширен. Среди них укажем на: «трудоустройство выпускников вузов и техникумов без стажа работы, но с испытательным сроком; возвращение системы распределения молодых кадров по предприятиям и учреждениям. Снизить цены на услуги (ЖКХ, продукты питания, авиабилеты, Интернет и др.). Увеличение заработной платы для рабочих.

При этом автор обращается к Посланию Президента РФ к Федеральному собранию, где один из тезисов гласит: «в ХХI веке вектор развития России – это развитие на Восток. Сибирь и Дальний Восток – это наш колоссальный потенциал». По Магаданской области – это прежде всего горнодобывающая отрасль, с указаниями цифр и отдельных направлений, добыча нефти, а также строительство завода по производству сжиженного водорода, рыболовство.

Гимназистка выступала на секции «Обществознание». Научный руководитель В.В. Орлова.
***
«СИВКА-БУРКА» И СМИ
Ученица пятого класса Дарья Сидорова выступила с докладом «Тема сиротства в русских народных сказках». Секция «Литературоведение», руководитель У.А. Капитанова. Определяя значения слова сирота, Дарья обратилась к словарю В.И. Даля. Сирота в словаре трактуется – бесприютный, беспомощный бедняк, старик и старуха называют себя сиротами. В древней Руси крестьян называли сиротами, В индоевропейской трактовке сиротами называли «получающего наследство». То есть слово «сирота» имеет довольно обширное толкование.
В основу своего исследования Дарья положила русские народные сказки – «Волшебное кольцо», «Крошечка хаврошечка», «Морозко», «Сивка-Бурка». Что характерно – герои этих сказок, благодаря своим добродетельным поступкам выходят из сложных жизненных ситуаций с моральной и материальной пользой для себя.
Автор замечает «сиротство является актуальной проблемой прошлого и настоящего времени… В наши дни сиротство на бытовом уровне проявляется жестоким обращением общества к сиротам… Много социальных программ стало существовать в наши дни по поддержке сирот. Снова в нашу жизнь входит понятие меценатство».
***
«Особенности современных газетных заголовков (на материале городской газеты «Вечерний Магадан»). С такой темой на секции лингвистики выступила с докладом одиннадцатиклассница Анастасия Садым, руководитель А.А. Рыжков.
Ученица говорит:
– Заголовок несет определенную информацию о содержании публицистического произведения, поэтому должен иметь эмоциональную окраску, привлекать внимание. Объект исследования – выборочные заголовки изданий городской газеты «Вечерний Магадан» за 2013 год… Аудитория читателей газеты «Вечерний Магадан» разнообразна и пестра по своему составу.
Анастасия поясняет, что заметки газет и журналов дают живой и богатый языковый материал для урока. Что на их примере можно показать богатство русского языка, многозначность и метафоричность слов, использование пословиц, поговорок. Анастасия рассказала, что еще в начале XIX века текст в газетах печатался без заголовка, с указанием города, откуда поступил материал. Что заголовок это, с одной стороны, «языковая структура, предваряющая текст». С другой – «полноправный компонент текста».
Далее докладчик определила основные функции заголовка. Это и привлечение внимания к тексту, и вызов эмоции у читателя, «формирование убеждения или установки аудитории».
Далее докладчик остановилась на типах газетных заголовков, обозначив их направленность. Ознакомила аудиторию с грамматическим построением газетного заголовка. Автор говорит: «Заголовок можно классифицировать в зависимости от типов предложений. Восклицательные предложения, их цель – передать радость, раздражение, гнев или активное желание что-либо изменить, высказать рекомендацию». Далее автор говорит об иных типах заголовков. Докладчиком было дано лингвистическое определение ряду заголовков в газете «Вечерний Магадан». Формы заголовков: «Заголовок – эпитет», «Заголовок – обращение», «Заголовки, образованные путем трансформации строчек из песен».
Ученица ответила на ряд вопросов жюри.
***
Тема доклада ученицы 8 класса Дианы Григорьевой «Формы проявления речевой агрессии в газетном тексте». Заметим – выбранная гимназисткой тема весьма актуальна и затрагивает как широкий круг читателей и зрителей, так и работников СМИ.
Свое выступление ученица начала так: «Язык – средство массовой информации является одним из факторов, определяющих духовное развитие общества…» Далее автор указывает на то, что в 70-80-х годах прошлого века язык отечественных СМИ считался образцом нормативности и таковым воспринимался в стране всем населением. Ныне же видно, как в определенных СМИ внедряются нелитературные и прежде запрещенные выражения. Автор говорит: культура языка упала. Размыто понятие допустимого. Ныне роль СМИ как языкового просветителя сведена на нет.
Автор указывает на «широкий спектр способов вербального давления: немотивированное использование иноязычной лексики, экспансию жаргонизмов, воздействие рекламных текстов, языковую демагогию, излишнюю метафоризацию и т.д.». В газете – экспрессивную лексику, сравнения, преобладающие над нейтральными. «СМИ – заговорили языком улиц (киллер, разборка, беспредел, наезжать и т.д.)». «Слова могут нести в себе «заряд психологии и мировоззрения уголовного мира».
Докладчик замечает, что опасность этих негативных явлений видится в том, что у отдельного человека возможно изменение представления картины мира.
Данное выступление было на секции лингвистики, руководитель ученицы Ю.В. Сергеева.
***
«ПЕЧАЛЬНИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
«Печальник земли Русской – преподобный Сергий Радонежский». С таким докладом выступила семиклассница Валерия Савицкая. Руководитель О.А. Севастьянова, секция культурологии.
Учащаяся говорит, что наступивший год памятен тем, что исполняется семьсот лет со дня рождения Сергия Радонежского, и что ее заинтересовало, почему святого называют русским печальником.
Учащаяся рассказала, что Сергий Радонежский по рождению и крещению названный именем Варфоломей, учился грамоте со своими братьями Стефаном и Петром, и что учение ему не давалось. Но однажды в лесу он повстречал старца и попросил у него помощи в обучении. Со старцем отрок Варфоломей вернулся к себе в дом… и о чудо – стал читать без запинки. Докладчица рассказала о том, как по прошествии еще несколько лет Сергий Радонежский удалился в лес, соорудил там себе келью. Затем, на том самом месте вырос монастырь. Докладчик приводит слова русского историка В.О. Ключевского о Сергии Радонежском, характеризуя его «благодатным воспитателем русского народного духа». «Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыни, целые полвека, приходившие к нему люди, вместе с водой из его источника черпали в его пустыни утешение и ободрение и воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими».

Автор говорит: «Главной духовной заботой преподобного Сергия Радонежского было утверждение мира и братолюбия между соотечественниками».
– Результатом укрепления нравственных сил народа явилась победа над темником Мамаем на Куликовом поле. Сергий Радонежский благословил на эту битву Дмитрия Донского. «Иди смело, без колебаний, и победишь».
Докладчица привела слова русского историка К.К. Случевского: «Троицкий монастырь стал символом чести Родины в глазах народа, превратился в общерусский центр отпора захватчикам». Лавра героически сражалась как крепость во время польской агрессии 1608-1610 гг., противостояв 20-тысячной армии Лжедмитрия и польского воеводы Яна Сапеги. Из 2500 защитников Лавры в живых осталось 200 человек». Но враг не взял Лавру. «Печальник, – поясняет Валерия Савицкая, – значит, «печаловаться», в переводе с церковнославянского языка, значит ходатайствовать за кого-либо, заботиться, защищать, спасать от беды и нужды, жертвовать собой за другого». Вот поэтому и называли преподобного «Печальником земли Русской».
ТРАНСФОРМАЦИЯ ФИГУР И ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ
С интересом был про слушан доклад ученицы 7 класса Катарины Витман. Секция «Математика, информатика», научный руководитель О.С. Данилина. Доклад «Трансформация фигур». В нем четко и ясно рассказывалось о переходе геометрических фигур из одной формы в другую, о применяемых методах с целью изменения форм, из объемной в плоскую и обратно.
Свое выступление Катарина начала с имени физика мирового масштаба Джеймса Максвелла. Обратилась к его математическим опытам, что он ставил в юности, когда занимался формированием геометрических фигур. Углубляя тему, продолжила экскурс в историю древней Греции, где философы также обращались к трансформации геометрических фигур. Один из этих философов Платон.
Рассказывая о трансформации, Катарина перешла к фигурам двойного назначения. К примеру – неправильный двенадцатигранник, как он может, трансформировавшись, замощать плоскости. Попал в поле зрения докладчика и куб, его использование в развертке, где получается огромное количество рисунков.
***
Дело в том, что рассматриваемые варианты из чисто теоретических в научной практике могут дать самые неожиданные результаты и в неожиданное время. Есть научные идеи, которые как зерно – могут долго-долго лежать, а потом – раз – и дают всходы. Особенно это касается новых технологий, их возможностей в микромире и макромире.
***
Из секции математики и информатики переместимся в секцию естественных наук и психологию.
«Летнее и зимнее время: за и против», с таким докладом выступили учащиеся десятого класса Ульяна Свиридова и Дмитрий Беляев. Научный консультант – Нина Жадан.
Вот начало доклада:
– Практически все живое на земле находится под влиянием суточного цикла. Солнечное поясное время – самое правильное не только с астрономической, но и с физиологической точки зрения. К сожалению, 16 июня 1930 года время в СССР стало опережать поясное на один час и получило название «декретного». С 1 апреля 1981 года на территории СССР ввели летнее время, опережающее поясное уже на 2 часа»…
Далее авторы указывают, что все живые организмы за время существования земли настолько приспособились к земному циклу, что изменение временного цикла в человеке ведет к угнетению всех его функций, ослаблению организма, его преждевременному старению.
Специалисты СО РАМН с 1998 года, анализируя переходы на «летнее» время, пришли к выводу, что это «приводит к стрессам и десинхронозам, то есть рассогласованию внутренних ритмов организма с суточными ритмами».
Авторы привели медицинскую статистику по крупным городам за 3 года. Перевод стрелок на «лето» увеличил вызов «скорой помощи» к больным гипертоническими кризами и инфарктами миокарда за 5 суток на 11,7%. Число суицидов возросло на 66%.
Докладчиком были приведены и другие выкладки, указывающие на пагубность для человеческого организма сдвига часовых стрелок на «лето».
СПОРТ – ПИТАНИЕ И ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ
«Белки, жиры и углеводы в питании спортсменов» – тема лекции ученика 11 класса Ильи Крамаренко, руководитель Н.А. Овсянникова.
Цель работы: исследование особенности рационального питания людей, занимающихся различными видами спорта.
Автор доклада обратился к основным позициям рационального питания спортсменов, опираясь на научную доказательную базу. Вот одна из позиций. Это «соблюдение энергетического баланса между поступлением и расходованием энергии». Далее он обратился к основным компонентам пищи и их роли в организме человека. Это белки, жиры, углеводы. Выявлялась роль каждого из компонентов в процессе деятельности организма спортсмена. К примеру, назначение белков – это строение мышечной массы. При этом излишек белков просто выводится из организма.
От белков автор перешел к характеристике жиров. Он говорит: «… Сначала организм получает энергию от углеводов. Если физическая активность становится более интенсивной или продолжается свыше одного часа, основную роль в производстве энергии начинают играть жиры».
Затем Крамаренко обратился к углеводам, их назначению в питании и работе организма.
Следующие разделы лекции касались диеты спортсмена и его питьевого режима.
***
Спортивную тему развила в своем выступлении ученица 11 класса Екатерина Зорина. «Второе дыхание – миф или реальность», так назывался ее доклад. Консультант Е.С. Ситмамутова.
Ученица провела опрос 35 профессионально занимающихся спортом. Из них 28 человек ответили, что испытывали второе дыхание.
Чем сильнее физическая нагрузка, тем более увеличивается частота дыхания, но при этом уменьшается его глубина, чаще сокращается сердце и возрастает артериальное давление. При усиленной физической нагрузке в организме накапливаются продукты распада.
Докладчик говорит: «Организм, пытаясь снизить содержание молочной кислоты в мышцах, забирает из артериальной крови кислород, уменьшает его в венозной. Отделение кислорода от гемоглобина способствует повышению температуры тела… Интенсивность деятельности спортсмена снижается».
Далее автор переходит к определению «мертвой точки» в организме человека. «Мертвая точка – это состояние сильной утомляемости организма». Тут и удушье, тяжесть в ногах, неясность восприятия. Хочется все бросить…» Так природа устроила организм, чтобы он прекратил нагрузку и выжил.
Автор детально объясняет, при каких условиях возникает «мертвая точка». Преодолеть ее помогают волевые усилия. Здесь надо наладить редкое и глубокое дыхание. Наступает резкое потоотделение, а с ним усиленно из организма выводится молочная кислота. Снабжение организма кислородом повышается. Но есть ситуации, когда оно может не наступить. Причина – дефицит времени или интенсивность движений.
Автор также замечает, что второе дыхание возникает и у людей просто занимающихся спортом, но попавших в критическую ситуацию.
***
Коллектив гимназии выражает благодарность социальным партнерам, принимающим активное участие в создании призового фонда научной конференции. Это ООО «Славянский продукт» – генеральный директор Валентин Хмелевский, ООО «Магаданавто» – директор Александр Крамаренко, депутат Магаданской городской Думы Рафаэль Фатыхов, совет попечителей МАОУ гимназии № 24.
Антон Павлович Чехов говорил: «Знания всегда пребывают в мире. И анатомия, и изящная словесность имеют одинаково знатное происхождение, одни и те же цели… Если человек знает учение о кровообращении, то он богат; если к тому же выучивает историю, религию и романс «Я помню чудное мгновенье», то становится не беднее, а богаче, – стало быть, мы имеем дело только с плюсами…»
О. МИХАЙЛОВ.

Вернуться назад