Главная > Духовное поле > «МОЛИТВЕННИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

«МОЛИТВЕННИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ»


6-02-2014, 06:23. Разместил: redaktor
Мотив защиты Руси от иноземных захватчиков всегда звучал в сказаниях, «преданиях старины глубокой», песнях, прозе, стихах всех поколений нашего Отечества. Славились имена героев всех сословий.
Об одном из них, хранителе земли русской в ее тяжкую годину, об одном из активных и основных созидателей государственности Руси был поставлен спектакль в гимназии № 24 города Магадана. Посвящен он святому преподобному Сергию Радонежскому, являющемуся в XIV веке духовником практически всей Руси.
К словам Сергия Радонежского прислушивались все сословия. Он благословил князя Дмитрия Ивановича на битву с ордами Мамая, которые были в 1380 году разгромлены на Куликовом поле.
Спектакль называется «Молитвенник земли русской». В постановке спектакля приняли участие педагоги гимназии и ее ученики.
***
В актовом зале гости, учителя, учащиеся. На сцене, на заднем ее плане, во весь его размах изображение храма. Слева – крупное в цвете приглушенных тонов изображение Сергия Радонежского во весь рост, с ясным лицом, глазами, устремленными в зал на людей…
И вот в тиши, как бы издалека доносится звон колоколов. Он настраивает на определенный лад. Звучат слова ведущих:
– Отечество мое, Россия,
В тебе дух старины живет…
Ведущие рассказывают о Сергие Радонежском. Родилось дитя, имя ему дали Варфоломей. «Он был украшен воздержаньем. Постился строго с ранних лет».
Однажды Варфоломей в поле искал пропавшего жеребца, и выйдя на опушку леса, увидел незнакомого старца-схимника. Варфоломей подошел к нему.
На сцене перед зрителями происходит эта встреча.
Отрок смиренно стоит перед старцем, который его спрашивает:
– Что тебе надобно, чадо?
– Не идет учеба, – отвечает отрок и просит старца помочь в усвоении чтения. Схимник отвечает отроку:
– Сердце мое помочь тебе радо. И вот сейчас мы с тобой помолимся, чадо.
Слышна молитва: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго духа…»
Сцена эта напоминает знаменитое полотно русского художника Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Картина писалась в 1889-1890 годы. На ней юноша в белой рубахе, синих портах, коричневых сапожках, с оборотью на правой руке. Об этой картине Нестеров писал: «Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил своею любовью».
И эта любовь живет. Вот здесь в гимназии мы это видим, слышим.
***
Но вернемся на сцену. Звучат слова ведущего:
– А дальше произошло настоящее чудо. Когда они (отрок и старец) прибыли в боярский дом – их встретили благочестивые родители Варфоломея – Кирилл и Мария. Но прежде чем сесть за стол, они прошли в молебные покои и старец повелел отроку Варфоломею взять псалтырь и читать. Варфоломей умоляюще смотрел на старца, взглядом прося отпустить его. Но старец ласково и строго сказал: «Читай».
И произошло чудо Божие. Будто темная завеса спала с глаз Варфоломея и он по книжке стал читать псалтырь… Он читает чисто, красиво. Голос его звучит как родник.
С тех пор успешно он учился, тем радуя отца и мать…»
***
События на сцене уводят зрителя дальше. Вечный покой нашли родители Варфоломея. Он же переселился в лес. Здесь «средь зелени густой» возводится монастырь, ставший впоследствии Троице-Сергиевой лаврой. О Сергии Радонежском (в отрочестве Варфоломей) широко идет добрая молва. Многие русичи приходят издалека, чтобы увидеть его.
Со сцены звучит:
– Преподобный никогда не был политиком. Он был учителем духовным. Он призывал людей объединиться и подчиниться воле Москвы. Время для Москвы и ее князя Дмитрия было опасным.
***
Это время известно в истории Руси ее раздробленностью на несколько крупных самостоятельных княжеств и феодальных республик (Псковской и Новгородской), подчиненных по обозначению историков, татаро-монгольским ханам.
В это время уже ярко обозначилось стремление русского христианского народа освободиться от иноземной зависимости. Уже выковалась духовная и военная сила для достижения этой цели. Центром этой силы была Москва, ее князь Дмитрий Иванович Донской. Он при поддержке всего русского народа, всех его сословий решительно выступил против шедшего на Москву хана Мамая.
Звучат слова со сцены:
«Под знаменем креста святая рать,
Иконы и Хоругви над полками.
Нам не впервой Россию защищать
От всякой скверны
русскими мечами».
Ратники тысячами вливались в армию князя Дмитрия. Князья ростовские, белозерские, ярославские, бояре владимирские, суздальские, переславские, костромские, муромские, можайские, дмитриевские, углицкие, звенигородские, серпуховские со своими детьми и воинами собирались в Москве.
Русский историк Карамзин пишет: «… а Дмитрий, устроив полки к выступлению, желал с братом Владимиром Андреевичем, со всеми князьями и воеводами, принять благословение Сергия игумена уединенной Троицкой обители, уже знаменитой добродетелями своего основателя.

Сей святой старец, отвергнув мир, еще любил Россию, ее славу и благоденствие: летописцы говорят, что он предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу – смерть многих героев православных, но спасение Великого князя; упросил его обедать в монастыре, окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники именем Александра Пересвета и Родиона Ослябю, из коих первый был некогда боярином Бряским и витязем мужественным. Сергий вручил им знамение креста на схимах и сказал: «Вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шлемов!» Дмитрий выехал из Обители с новою и еще сильнейшею надеждою на помощь небесную».
Вот строки из «Задонщины» в коей рязанский старей Софоний (XIV век) описывает Куликовскую битву.
Щепляются щиты богатырские от острых копиев,
Ломаются рогатины булатные о злаченные доспехи,
Льется кровь богатырская по седельцам кованым,
Сверкают сабли булатные около голов богатырских.
У реки Непрядвы у Дона стопятидесятитысячная армия князя Дмитрия Ивановича разгромила двухсоттысячную армию Мамая.
***
В памяти встают образы русских солдат Великой Отечественной войны 1812 года, Бородино… Русских солдат Великой Отечественной войны 1941-1945 г., всех ее фронтов, что хранит для нас кинохроника, и другие бесценные документы. В сердце русского человека навсегда будет жить героизм псковских десантников, что бились против двадцатикратно превосходящих их по численности до зубов вооруженных боевиков в горах Чечни и победивших их. Это сила духа. Та сила, что двигала и поднимала мечи русских витязей и на Куликовой поле.
***
Есть у Николая Васильевича Гоголя письмо, адресованное А.П. Т… му. В письме стоит вопрос – как полюбить людей, ибо через это лежит любовь к Богу. Есть там такие слова: «Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь – есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что есть в России. К этой любви нас ведет теперь сам Бог».
В другом письме этому же адресату он пишет: «Нет выше звания, как монашеское… Монастырь наш – Россия. Вспомните, что когда приходила беда ей, тогда из монастырей выходили монахи и становились в ряды с другими спасать ее. Чернецы Ослябя и Пересвет, с благословенья самого настоятеля, взяли в руки меч».
***
Спектакль закончился. Звучат аплодисменты. Воздействие таких спектаклей – на всю жизнь… И в памяти всплывают строфы Александра Сергеевича Пушкина:
«Здесь русский дух,
Здесь Русью пахнет».
Каждый из гимназистов – участник спектакля, четко без единой запинки наизусть читал то, что шло по ходу сюжета. Это говорит об ответственности, об уважении к героям, которых они представляли, к тому духу, что несет в себе история Руси.
В создании спектакля приняли участие педагоги гимназии. Режиссер, составитель сценария – Т.А. Самойлова, помощник режиссера Е.С. Сущих, составитель презентации, музыкальное оформление М.Ю. Бахтинова, изготовление костюмов Л.Д. Вовк, изготовление декораций М.Н. Вакар, оформление сцены А.Н. Сопин.
В спектакле принимали учащиеся гимназии – ведущие Дарья Кляцына, Анна Павлова, Владислав Струк, Егор Стоянцев.
В роли Дмитрия Донского – Никита Матвеев, воины: Илья Крамаренко, Роман Ильин, Кирилл Страхов, Владислав Пашков, инок – Владислав Пашков, отрок Варфоломей – Герман Слезак.
Чтецы: Иван Радионов, Лиза Жарова, Рита Зверкова, Наталья Шилова, Григорий Любарь, Валерия Данильченко, Давид Самтеладзе, Александра Деточка, Екатерина Крутер, Устин Степаненко, Софья Музыка, Валерия Дергачева, Диана Козаченко, Андрей Козаченко, Иван Старицын, Максим Каленов, Артем Никитин, Дарья Сидорова, Никита Пекин.
Интересно то, что и перед началом спектакля занавес был распахнут, и по окончании спектакля он не закрылся. Символично. Как открытое большое окно в историю Руси, историю, которая идет.
О. МИХАЙЛОВ.

Вернуться назад