Главная > Духовное поле > «Преподобный Сергий. Русь: наследие, современность, будущее»

«Преподобный Сергий. Русь: наследие, современность, будущее»


19-12-2013, 11:16. Разместил: redaktor
«...ПОБЕЖДАТЬ НЕНАВИСТНУЮ РОЗНЬ МИРА СЕГО»
XIV Магаданские Рождественские чтения посвящаются великому светочу Православной России – преподобному Сергию Радонежскому, 700-летию со дня его рождения, которое празднуется в 2014 г. Все доклады и сообщения, подготовленные к форуму, подтверждают слова историка В.О. Ключевского: «…духовное влияние преподобного Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа».
Идет ли речь о патриотическом воспитании и защите Отечества, русской культуре, искусстве, литературе, святых подвижниках Православия и образовании детей, семье и современных гендерных проблемах, взаимодействии Церкви и государства – мы неизбежно обращаем свой мысленный взор и сердечные надежды к образу, облику преп. Сергия, ибо «вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила к этому узлу: нравственная идея, государственность, живопись, творчество, литература, русская школа, русская наука – все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному. В лице Его русский народ сознал себя; свое культурно-историческое место, свою культурную задачу…» (богослов,философ, ученый о. Павел Флоренский).
Уже более шести веков течет и не иссякает народная река к мощам Игумена земли Русской, покоящимся в Свято-Троицком соборе Сергиевой Лавры, духовном сердце России. Мы знаем опытно и веруем, что ни одна молитва к нему не остается без ответа, что перед Престолом Божиим Преподобный ходатайствует за каждого из нас, за все Отечество наше.
Особое значение в нынешнее время обретает Троическое богословие преподобного Сергия, ставшее вершиной жизни великого подвижника, результатом очищения души и тела, просвещения благодатью Святого Духа. Преподобный Сергий был и вдохновителем создания иконы Единосущной и Животворящей Троицы, написанной преп. Андреем Рублевым...
Сегодня, когда мы видим тревожную картину оскудения любви и разрастания зла, уже в виде узаконивания пороков, прежде осуждавшихся всеми народами, образ Бога – Любви, Святой Единосущной Троицы призывает нас к одолению «ненавистной розни мира сего», к единственно верному пути спасения – как для каждой души, так и человечества в целом, о котором возвещает миру уже два тысячелетия хранящее Божии заповеди Православное христианство.
В
своем выступлении на XVII Всемирном русском народном Соборе 31 октября 2013 г. «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» Святейший Патриарх Кирилл сказал: «России как стране-цивилизации есть что предложить миру. Это наш опыт строительства справедливых и мирных межнациональных отношений. Не было на Руси народов-господ и народов-рабов. Россия никогда не была тюрьмой народов, здесь не было народов первого и второго сорта. Не в этом ли кроется глубинное народное противление фашизму, который предлагал совершенно иную концепцию межнациональных отношений? Но, кроме того, мы как цивилизация имеем особый опыт многополярного и многоукладного бытия. Мы имеем традицию самоограничения, столь важную в обстановке надвигающегося дефицита ресурсов и острого экологического кризиса. Это концепция нравственных ценностей, не позволяющая девальвировать институт семьи и разрушить жизненные ориентиры личности, а также Богом определенные отношения между мужчинами и женщинами».
Святейший Патриарх подчеркнул, что «особой национальной идеей, пронизывающей нашу историю и культуру на протяжении многих веков, является идея человеческой солидарности. Со времен Крещения Руси слова Спасителя о том, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13), подобно камертону, настраивали мысли и чувства наших предков на служение евангельскому нравственному идеалу. Иван Александрович Ильин… определял государство исключительно через понятие солидарности, называя его «организованным единением духовно солидарных людей». Эта модель человеческих отношений восходит к тому образу Церкви как тела, который мы находим в посланиях святого апостола Павла: «Членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения... Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:20-25). Слова апостола открывают замысел Бога о человеке и любом человеческом объединении: мы все призваны к братскому сотрудничеству и к заботе друг о друге.
Однако в современном мире, - сказал Предстоятель РПЦ, - преобладает иная модель устроения общества – это модель конфликта. В его основу положена система перманентных противостояний, конкуренции и борьбы, якобы неизбежных и необходимых для прогресса. Нашим идеалом, напротив, является солидарное общество, общество социальной симфонии, где разные слои и группы, разные народы и религиозные общины, разные участники политических и экономических процессов являются не борющимися друг с другом конкурентами, а соработниками. И конкуренция в таком солидарном обществе поощряется как соревновательность, но не как борьба за выживание. Святой Сергий Радонежский научает нас «воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего».
Миротворческая роль России явственно обозначилась недавно в событиях, связанных с Сирией, когда руководству нашей страны удалось переломить ситуацию, грозящую началом большой войны на Ближнем Востоке. Именно как представитель страны – цивилизации по имени Россия, президент В.В.Путин напомнил американскому руководству и всему западному миру, что нет народов избранных и исключительных, что «Господь создал все народы равными…». И мировое сообщество приняло, поддержало эту позицию Российской Державы.
Это же касается и иных острых проблем современной жизни, которые Президент озвучил в своей валдайской речи: «Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность — национальная, культурная, религиозная или даже правовая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в Бога и веру в сатану».
Преподобный Сергий говорил, что можно потерять многое (и мы знаем, что такое случалось в русской истории), но все можно восстановить, возродить, если не утеряно главное – Православная вера, верность своим цивилизационным основам.
Сегодня так же актуально звучат слова О. Ключевского, сказанные еще в конце XIX века: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной».
Р
ождественские чтения показывают, что все больше людей понимают, сознают эти вещи, так же как сознают насущную необходимость прививать подобное мировоззрение нашим детям, молодёжи. В учебных заведениях региона, хоть и не так быстро, как этого хотелось бы, ширится преподавание основ православной культуры, и надо использовать все возможности, чтобы этот процесс набирал силу.
Епифаний Премудрый, ученик Преподобного и автор его жития, писал: «Похвала наша Сергию не ему пользу приносит, но для нас спасением будет духовным». С этим заветом мы вступаем в год 700-летия со дня рождения Игумена Земли Русской.
И будем помнить главное: каждый из нас ответственен за все, что происходит вокруг. О. Павел Флоренский любил повторять: «Православие не доказуется, а показуется». Можно много говорить о необходимости веры, но если мы сами не стараемся жить по заповедям Божиим, а лишь демонстрируем внешнюю, фарисейскую религиозность, и вместо добра, сострадания, любви к ближним проявляем равнодушие и безразличие, вместо «хлеба» подаем «камень», то впору вспомнить грозное предупреждение верного последователя преподобного Сергия, первого Патриарха Русской Церкви Иова: «Доброе дело – украшать и воздвигать церкви, – писал он, – но если в то же время мы будем осквернять себя страстями, то Бог не пощадит ни нас, ни наших церквей». И это тоже один из заветов Преподобного Сергия.
Н
еделю назад, в день 20-летия Конституции РФ в своём Послании Федеральному Собранию президент В.В.Путин, напомнив, что наступающий 2014 год объявлен в России Годом культуры, сказал, что «он призван стать годом истинного просветительства, обращения к нашим культурным корням, к вопросам патриотизма, нравственности и морали…Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно…но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны – впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить».
Мы все понимаем, что эти качества воспитывало в людях издревле именно Православие. Общая задача государства и Церкви – прививать их нашему подрастающему поколению. Это особенно явственно видится в год празднования 700-летия преподобного Сергия, который безмолвно учит нас простым, но самым необходимым вещам – «правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере» (писатель Б.К. Зайцев).
Подготовил С. РЫЖОВ,
член оргкомитета XIV Чтений.

Вернуться назад