Главная > Лица города > НО БАРАНКУ НЕ БРОСАЛ ШОФЕР

НО БАРАНКУ НЕ БРОСАЛ ШОФЕР


28-11-2013, 07:14. Разместил: redaktor
В октябре 2013 года благодарственным письмом мэрии города Магадана поощрен водитель муниципального бюджетного учреждения «Автотранспортная база мэрии города Магадана» Юрий Алексеевич Каренко. Награда ему была вручена «за профессиональное мастерство, высокую культуру обслуживания, качественное оказание транспортных услуг». О том, как Юрий Алексеевич работал на дорогах Колымы, рассказывает сегодня «Вечерний Магадан».
***
У семидесятой параллели в 50 километрах от Восточно-Сибирского моря на берегу Колымы стоит поселок Черский, названный так в честь исследователя Чукотки Яна Домениковича Черского. Здесь в 1970 году была пришвартована первая в мире плавучая электростанция «Северное сияние-1». В этом же году, будучи восьмиклассником, там начинал свой трудовой путь Юрий Алексе­евич Каренко. Он вспоминает:
– Из порта Зеленый Мыс большое количество грузов шло на Чукотку в поселок Билибино для строительства атомной электростанции. Все это доставлялось морем. Колыма – река полноводная. Из океана в реку заходили суда, стояли на рейде. Глубина позволяла подходить им к причалу. Утром едешь, смотришь – какая красота! Зимой по зимнику груз на автомобилях везли в Билибино, в другие чукотские поселки. Мои родители работали в строительной организации «Колымстрой». Отец водитель. После окончания восьмого класса целый месяц работал в порту Зеленый Мыс тальманом. Десять рублей платили за смену. За 27 дней заработал 270 рублей. Первые мои трудовые деньги.
***
Вскоре семья Каренко переехала на Украину, в Луганскую область, где с 1972 года Юрий Алексеевич стал работать водителем. В 1973 году был призван в ряды Советской Армии. Службу проходил в Чехословакии, был водителем в части, связанной с чехословацкой радиационно-химической разведкой.
О Чехии, ее людях отзывается очень теплыми словами:
– Места красивые. Сопки чем-то похожие на наши колымские. Отроги Татр. Местные жители называют их Шумава. Я спрашивал, что это обозначает? Мне отвечали: «Шумят леса». Очень интересна культура страны, ее язык. Ко всему, что меня там окружало, я сразу же проникся любовью. Страна мне понравилась. По роду службы приходилось бывать в чешских частях. Встречался с офицерами. Отношение к нам было больше чем уважительное. Они пели песни на русском языке. Эти песни я не слышал никогда. Пели о Чапаеве. Стоит где-то выйти из машины, подходят местные жители, руку жмут, просят сфотографироваться с нашими солдатами…
СНОВА НА СЕВЕР
После службы в армии Юрий Каренко приехал трудиться на Север, в поселок Сеймчан. Работал шофером, крановщиком в строительной организации, в сельском хозяйстве. В Сеймчане работали аэродром и причал на реке Колыме. В летний период открывалась навигация, суда доставляли грузы от Восточно-Сибирского моря в Якутию и на Чукотку. Сеймчанский совхоз славился на всю Магаданскую область урожаями капусты, картофеля, помидоров. Отлично было развито животноводство. Быт людей был налажен – школа, больница, клуб, библиотека. Воздушная трасса из Магадана на Чукотку проходила через Сеймчан. Во время посадки самолета его пассажиры устремлялись в аэропортовский буфет, где была отличная местная сметана, в которой ложка стояла.
В Сеймчане находилась служба противопожарной охраны лесов, в состав которой входили и парашютисты. В выходные дни Юрия Каренко просили подвезти парашютистов к аэродрому и к месту, где парашютисты приземлялись. Понаблюдал молодой человек за прыжками, и у самого появилось желание узнать, что такое парашютные прыжки. Прыгал с борта самолета АН-2. Ощутил, что такое полет. Прыжков было немного. Ведь надо было работать.
Из Сеймчана Юрий Алексеевич доставлял грузы в поселок Ороёк, на прииск Глухариный.
***
Земля колымская известна всей стране как валютный цех. Четыре года Юрий Каренко работал в старательских артелях «Союз» и «Победа» водителем и крановщиком.
Юрий Алексеевич говорит:
– Чем артели отличались от других производств? В артели человек лишней работы не делает. Показухи никакой. Реальный результат труда – золото. От него зарплата. 12 часов работы в сутки – норма. Но приходилось работать и больше. Меньше – нет. Коллективы нормальные. Они отбирались тщательно. Особенно в «Союзе». Председатель приезжает в Магадан, идет на предприятие, говорит хорошему специалисту, в котором заинтересован: «Хочешь хорошую зарплату, хорошие условия, питание хорошее? Давай к нам».
Работали в артели. Спали на ходу. Один сменщик ведет машину, а другой спит. По зимникам завозили топливо, оборудование, чтобы летом обеспечить промывку.
Единственная радость была – природа. Едешь, смотришь – сохатый идет по снегу, а снег волнами расходится. Мощь. Олени пробежали. Глухари летают. Соболи бегают вдоль дороги.
Еды у нас хватало. Сеймчанский совхоз продуктивно работал. Молоко, сметана, колбаса… Трудность заключалась в больших расстояниях. Но случалось всякое. Однажды на зимнике с напарником ели одну кильку. Оказалось так, что пурга помешала завезти продукты. У нас остались только консервы кильки.
«МНЕ ТАКИЕ ДЕНЬГИ НЕ НУЖНЫ»
В век цивилизации, с ее мощной техникой Колыма остается регионом, где экстремальные ситуации явление не редкое. Оказывают они на людей разное влияние. Юрий Алексеевич рассказывает, как однажды в зимний период пришлось ему трудиться с одним опытным шофером.

– Проработали мы с ним весь зимник. В какой бы поселочек по дороге ни заехали, он обязательно кусочек колбасы в ящик положит и банку тушенки.
Доставляя грузы на автомобиле «Урал», Володя, так звали водителя, с напарником рассказывал как попал в очень сложное положение. Им дали задание – доехать до такого-то участка. Дело было зимой, далеко от основной трассы. Едут они, тянут за собой полуприцеп. Увидели дорогу в снегу, проложенную бульдозером. Свернули на нее. Думали, что едут по назначению. И вдруг дорога обрывается, тупик. Здесь бульдозер развернулся и по своему следу ушел обратно. Тут очевидно они добывали дрова.
На «Урале» с полуприцепом развернуться трудно. Начали деревья рубить, лопатой снег откидывать, чтобы развернуться. Сели в кабину. Когда стали разворачиваться, дизель заглох. Мороз за минус пятьдесят. Аккумулятор отказал… Воду из радиатора слили, одели на себя все, что было. Еды на двоих – банка рыбных консервов.
Выходили из тайги трое суток. Напарник сказал: «Мне эта Колыма не нужна. Мне такие деньги не нужны». Все бросил, сел на самолет и улетел.
А Володя остался. И появилась у него привычка – делать запасы.
ПЕРЕПРАВА ЧЕРЕЗ РЕКУ КОЛЫМУ
Переправа через Колыму во время зимников задача не простая. Тут действуют свои правила. Юрий Алексеевич рассказывает:
– Балыгычан, север Среднеканского района. У нас колонна техники, пробиваем зимник. Подошли к Колыме. Местные жители показали, где можно делать переправу. Идем туда. Видим – стоит палатка. Наш начальник подъехал к ней. Люди из палатки ему доложили, что лед тонкий. Решили его наращивать. Сначала мотопомпой водой заливали лед, потом просто ведрами. Из лунки воду набирали и лили. Лед наращивался. А был у нас бульдозерист Василий. Он, пока наращиваем лед нам рассказывает: «Еду я как-то на бульдозере с той стороны реки, и вдруг лед проломился, проваливаюсь и вижу перед глазами звезды и зеленые круги».
Нарастили мы лед, председатель артели, мы его очень уважали, Николай Васильевич Веснянский сел за рычаги бульдозера и к другому берегу двинулся. И провалился… Там оказалось неглубоко. Видим, как из полыньи валит пар. Выбрался из кабины Веснянский и говорит Васе: «Вася, врешь ты. Никаких звезд там не было».
Снова стали наращивать лед. Переправу сделали и прошли.
***
Мы ходили на Среднекан за грузами по этой переправе. Однажды в конце апреля подъезжаем туда и видим такую картину. Посередине реки проталина. У нас два «Краза», бульдозер, «ГАЗ-66». Сел я за руль «Краза». А по льду вода течет. Поехал, конечно, с опаской. Напарник стоял, смотрел. Потом говорил мне:
– У меня все похолодело, кончиков пальцев не чувствовал.
Поехали мы на Балыгычан, доложили руководству, что все нормально. Нам разрешили ночью отдохнуть. Съездили в поселок, купили немного водочки, хотя у нас действовал сухой закон. Но нам разрешили расслабиться.
***
Случались и трагические происшествия. В артели «Союз», в которой я прежде работал, был такой случай. Ночью двигалась колонна техники к переправе через Колыму. Увидели на той стороне огни поселка. Решили ночью не переезжать. А два человека отцепили сани, что тащил их бульдозер и поехали в поселок.
Утром смотрим – нет одного бульдозера. По его следам подходим к переправе и видим – полынья, из которой торчит кабина. В ней люди. Может, они и попытались выскочить, но не получилось.
Опытные люди рассказывали, что в прошлом при переправе в рискованных местах к рычагам бульдозера привязывали веревки. Бульдозерист шел по льду следом за бульдозером и веревками управлял им. Такой способ назывался «на вожжах». Техника пострадает, зато люди останутся живы.
***
О старательском деле Юрий Алексеевич рассказывает:
– Добыча золота как болезнь. В артелях люди различных профессий. Кто-то приезжает на автомашину заработать, кто-то для лечения близкого человека. А потом старательство захватывает. Север – это потеря здоровья. Старатель кроме рычагов бульдозера не видит ничего. Перед кабиной горная масса, которую надо толкать, толкать и толкать. Поспал, и снова за рычаги. И еще в ночную смену. Толкать безостановочно. Есть перерыв в 11 часов дня…
Когда моей дочке исполнилось четыре года, думаю, что подошло время остановиться. В Сеймчане устроился на пристань, где проработал 11 лет водителем, крановщиком. В Магадан приехал в 2006 году. Тружусь. Без работы не могу.
У Юрия Алексеевича 41 год водительского стажа. Есть у него мечта – прилететь в Сеймчан и оттуда спуститься на каком-нибудь речном судне в низовья Колымы, к месту своего детства и отрочества, к поселку Черский, вновь увидеть землю, с которой связаны воспоминания.
О. МИХАЙЛОВ

Вернуться назад