Главная > Городское хозяйство > БЕЗ НАУКИ РЫБАК НЕ ОБОЙДEТСЯ НИКАК
БЕЗ НАУКИ РЫБАК НЕ ОБОЙДEТСЯ НИКАК11-07-2013, 10:38. Разместил: redaktor |
Уж каких богов мне удалось уговорить в своих молитвах по дороге в Марчеканский рыбный порт, чтобы, минуя чиновничьи рыбохозяйственные кабинеты, добыть живой материал к грядущему Дню рыбака, я не узнаю, наверное, никогда. Да только верю, что без их помощи наверняка здесь не обошлось. Ибо был абсолютно уверен в том, что найти на пирсе знакомого мне труженика морской нивы в разгар лососевой путины это нонсенс. Однако, узрев у причальной линии белоснежный, словно к праздничной регате приготовленный НИС (научное исследовательское судно) «Зодиак», принадлежащий ФГУП «МагаданНИРО» и рванувшись к нему, тут же наткнулся на поднимающегося по парадному трапу на берег мужчину. Узнать в нём своего знакомца мне позволила лишь зрительная память, вспышкой выхватившая из далёкого прошлого опубликованную мною фотографию на страницах рыбацкой газеты «Магадан – город приморский». Тогда, будучи капитаном МК «Одян», Александр Иванович Махов охотно дал мне интервью в день отхода своего судна на промысел краба. С той поры минуло ровно 8 лет. Отмечая про себя, что настоящих моряков время только красит, узнаю, что не иначе сам всевышний послал навстречу мне того человека, от которого зависит моя журналистская удача – быть или не быть репортажу. Александр Иванович, как оказалось, вот уже три года возглавляет экипаж этого научного судна, о котором я был лишь наслышан. А спустя некоторое время, которое понадобилось мне для того чтобы удобно разместиться в каюте, её хозяин, поразмыслив, в моей просьбе дать интервью вежливо отказал: не по чести ему, как капитану, сегодня хвалиться нашим «Зодиаком», который через неделю выходит в рейс. И потому он, веря в приметы, боится своим рассказом сглазить рейсовое задание, связанное с научным промыслом морских биоресурсов прибрежного района. А на моё недоумение – почему не по чести, пояснил: мол, моё восхищение видом судна в первую очередь связано с заслугами палубной команды под руководством боцмана Александра Александровича Ламанова, которая производила саморемонтные работы. А старший механик судна (он же дед) Александр Евгеньевич Шустов вложил всю свою душу в ремонт машинного отделения, которое, как известно, является душой парохода и от работы которого зависит наша рыбацкая удача. К тому же он старейший рыбак и его я наверняка знаю ещё по временам, ушедшего в историю «Магаданрыбпрома». И тут же, по сотовому телефону, связавшись со стармехом и кратко изложив ему суть моего визита, добавил: - Александр Евгеньевич, прошу, надо! Извинись за меня перед женой и садись в машину. Наш гость будет ждать тебя у меня в каюте. Затем, посмотрев на часы и сославшись на отходные дела, капитан отбыл на берег. С пустя двадцать минут я с нескрываемой радостью пожимал руку Александра Евгеньевича Шустова – старшего механика НИС «Зодиак», а в бытность нашей с ним работы в производственном объединении «Магаданрыбпром», запомнившейся мне должностью 3-го механика на легендарном своими уловами СТР «Вкрадчивый». Где капитаном был Альфред Васильевич Антошкин, удостоенный в 1986 году Указом Президиума Верховного Совета СССР за досрочное выполнение заданий одиннадцатой пятилетки и социалистических обязательств, большой вклад в увеличение добычи рыбы на основе эффективного использования промыслового оборудования и проявленный трудовой героизм звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». (Кстати отметить, А.В. Антошкин ранее стал кавалером ордена Ленина). А в числе награждённых тем же Указом членов экипажа медалью «За трудовое отличие» стал и герой настоящего очерка, которому я не преминул задать традиционный вопрос, как он пришёл к морю? - Да, пожалуй, с первых своих шагов на суше,- услышал я в ответ,- а точнее, с начала своего разумного мышления. Моряком я решил стать раз и навсегда, также как многие дети мечтают стать, к примеру, лётчиками. Поэтому свою первую попытку поступить в Таллинское мореходное училище я предпринял, окончив 8 классов. Однако, недобрав половинку балла – а на место до 20 кандидатов было – курсантом не стал. Да и среди поголовных эстонцев мне, русаку, не протиснуться было. А далее, став мудрее, перед армией окончил Калининградскую мореходную школу. В то время мне было всё равно кем стать, то ли матросом, то ли рефмехаником. Ведь был уверен, что попаду на службу в ВМФ. Забрили же меня, с учётом корочек водителя-механика в сухопутные войска связи в спецчасть. Отслужив два года, тут же подался в Магадан, и с января 1981 года начал морячить мотористом 1-го класса на плавбазе «Магаданский комсомолец», где капитанили Евгений Михайлович Майоров, а затем Виктор Владимирович Сушинский. Далее, по окончании нашего УКК я в должности 3-го электромеханика, начиная с 1984 года, пять лет имел счастье работать под началом Альфреда Васильевича Антошкина. Вначале на СТР «Вкрадчивый», а затем на СТР «Орлово», кстати сказать, который мы получали вместе и рыбачили на нём до 1989 года. Были и другие суда добытчики, пока в 1993 году не рухнуло в перестроечные времена одно из крупнейших на Дальнем Востоке рыбопромышленных объединений, каковым являлся «Магаданрыбпром». А далее в моей морской жизни была работа на судах «Охотск¬рыбвода», под началом Аскольда Григорьевича Пынько. Довелось работать и в «Тихрыбкоме», где генеральный директор М.Н. Котов, и вместе с моим нынешним капитаном Александром Ивановичем Маховым в «Дальрыбфлоте» на МРСке, принадлежащей Виктории Тихачёвой, бывшей радистке «Магаданрыбпрома»... А дальше, не выдержав перестроечной безденежной чехарды, мой собеседник стал сухопутным дизелистом – электриком госпред-приятия «Мостострой», где отработав десять лет, по совету своей жены Ильзы, не выдержавшей стенаний мужа по морям, и убоявшейся за его душу, вновь оказался на судне, куда его пригласил три года с гаком назад капитан Александр Махов, и которое сегодня приютило меня, как журналиста. - Александр Евгеньевич, – спросил я старейшего моремана, – а как же извечный женский конфликт с мужьями морских профессий по поводу долгосрочных разлук с семьёй? И услышал в ответ, что ему с его избранницей по жизни повезло, как не многим морякам. Так, ещё во время его, как он выразился, женихания с нею, предупреждение юноши о том, что она станет женой моряка, его Ильза восприняла с убеждением, что морская специальность – удел настоящих мужчин. И то, что это были не пустые слова, подтвердила их совместная жизнь. Так их сын Александр (есть ещё и дочь Яна) по окончании университета, пожелавший стать, как и отец, моряком, ныне матрос. А мечтает стать с учётом его хозяйственной специальности по диплому механиком и мама решение сына восприняла как должное. Отец же своего сына, когда тот ещё был мальцом, с согласия мамы частенько забирал из дому на свои пароходы. - Александр Евгеньевич, – задаю я свой очередной вопрос, – какова Ваша оценка различий в специфике работы экипажей на рыбопромысловых судах и научных, типа вашего? В ответ мой визави напомнил мне давний мой рассказ о старейшем капитане МРС «Бриакан» Исмаиле Жане Тургунове, который я опубликовал на страницах настоящей газеты под названием «Пахарь морской нивы». - Работа на добытчиках – это действительно настоящая пахота в море,- продолжил он. – Так, отпахав вахту, нередко не хватало сил даже поесть. Падаешь в койку спать, как убитый. Работа, что называется, на износ. Да, она была высокооплачиваемой, но, по моему мнению, бездушной. Прислушаться к своей душе добытчику попросту не хватало времени. На этом судне мы тоже занимаемся промыслом, но только для научных целей. Наша главная задача – вовремя и в нужном районе выловить нужный объект и ещё более своевременно выпустить его живым в море. А дальше у экипажа остаётся достаточно времени поразмыслить, если хотите, о смысле жизни. И для таких, как я, к примеру, людей пенсионного возраста здесь мягкий рабочий климат. И что немаловажно, ты знаешь, что твой труд в море приносит положительные результаты. Ведь для промысловиков крайне важны два жизненно необходимых прогноза. Первый – это метеопрогноз, а второй – прогноз на добываемый рыбаками объект биоресурсов. И если при непогоде судно уйдёт в укрытие, то без прогнозов на уловы работников НИРО рыбодобытчики останутся без зарплаты. А главное – разумный расчёт квот на вылов, благодаря таким разумным прогнозам, позволяет осуществлять цивилизованный подход к освоению промысловых районов. Следовательно, без науки рыбакам никак не обойтись. В заключение нашей беседы с Александром Евгеньевичем я попросил его показать свои владения на судне – машинное отделение, чтобы запечатлеть его на фото. На что он любезно согласился. И там, двумя палубами ниже, при демонстрировании главного и вспомогательного двигателей, увидев с какой нежностью и любовью в глазах он поглаживает свои агрегаты, я перенёсся памятью в своё далёкое детство. Тогда, во время летних каникул, в гостях у своего деда по матери – кубанского казака Тимофея – тот показал мне своё рабочее место – станичную конюшню с доброй сотней лошадей в ней. И, увидев, с какой нежностью он прикасается к животным, я – пацанёнок, осознал, что дед мой, несмотря на кажущуюся свою суровость, очень добрый человек. Здесь же, глядя на руки старшего механика, мне припомнились слова его капитана о том, что машинное отделение – это душа парохода. А вечером, позвонив своему доброму товарищу, известному многим магаданцам рыбаку Гиви Шотаевичу Натенадзе, работавшему в своё время старшим помощником капитана вместе с А.В. Антошкиным на СТР «Вкрадчивый», я спросил его, помнит ли он механика Шустова? - Если ты пишешь об Александре Евгеньевиче, – услышал я в ответ его темпераментный кавказский говор, – то обязательно скажи в своём рассказе о том, что Антошкин Альфред Васильевич у себя на пароходе бездельников не держал. А у Шустова золотые руки. Это я тебе как бывший старпом говорю. И ещё обязательно скажи, что он правдивый и очень надёжный человек. Таких моряков тогда называли, притом очень справедливо называли, – золотым фондом объединения «Магаданрыбпром». Ах, какие хорошие времена были! Жми руку от моего имени Александру Евгеньевичу. Обязательно скажи ему, что Гиви Натенадзе всегда только с добром его помнит!.. Анатолий СТАРКОВ, член Союза журналистов РФ. Вернуться назад |