Главная > Наш город > ЧЕЛОВЕК СЛАВЕН Трудом
ЧЕЛОВЕК СЛАВЕН Трудом10-01-2013, 10:56. Разместил: redaktor |
РАССКАЗ О ПОЛНОМ КАВАЛЕРЕ ОРДЕНА ТРУДОВОЙ СЛАВЫ А. Ф. ЛЕУХИНЕ Родом знаменитый бригадир из Горьковской области. Но так получилось, что вторым родным домом стал для него Дальний Восток. Отец служил на железной дороге и семья часто меняла место жительства. Облучье, Биробиджан, Благовещенск, Хабаровск… В Комсомольске-на-Амуре Алексей (по отчеству Федорович) закончил семилетку и пошел столярничать. А тут отца вдруг перевели на юг, в солнечную Алма-Ату. Недолго думая, Алексей снова устроился столяром. Увлекся велосипедным спортом так сильно, что в 1956 году занял пятое место на Всесоюзных соревнованиях, получил первый спортивный разряд. В Кустанае закончил курсы шоферов, работал водителем, и всегда тяготел к рабочим профессиям. 1962 год – особая веха у Алексея Федоровича Леухина. По вызову старшего брата он приехал на колымский прииск «Ударник». Сел за руль «вахтовки», развозил горняков по участкам. Но определила судьбу армия: в воинской части Леухин получил права бульдозериста, а поэтому, отслужив, сел за рычаги приискового бульдозера. 1967 год тоже явился для Алексея Федоровича знаковым: объединение «Северовостокзолото» направило опытного механизатора на чукотский прииск имени XXII съезда КПСС. Спустя недолгое время его назначают заместителем председателя старательской артели. А что представлял собой поселок Бараниха, центральная база прииска? Он произвел на новосела благоприятное впечатление. Построенный в тундровой глуши, горняцкий опорный пункт располагал по меркам того времени необходимым набором благоустройства. Главное, в домах имелось горячее водоснабжение и централизованное отопление. Однако питьевую воду доставляли жителям в автоцистернах. Люди мирились с неудобствами, поскольку они компенсировались солидными заработками. В среднем ежемесячно горняк получал 1300 рублей, на которые можно было восемь раз слетать в Москву. Алексей Федорович никогда не забывал о повышении своего профессионального уровня, при первой же возможности учился, благо никаких препятствий и трудностей для этого не существовало, и потому закончил курсы машинистов бульдозера ДЭТ-250. Это довольно мощная советская машина, но, по мнению Леухина, уступает американскому «Катерпиллеру» по многим параметрам. Механизаторы задаются вопросом: почему в России, занятой масштабными горными разработками, до сих пор не выпускают надежной специальной техники. Ответа нет. В 1972 году, имея достаточную производственную подготовку, Леухин организует бригаду из 60 бульдозеристов. Зимой занимались вскрышей торфов, летом – промывкой золотоносных песков, вели весь технологический цикл. Дисциплина, слаженность, взаимовыручка отличали коллектив. Все трудились с полной отдачей, постоянно перевыполняли планы. Имя умелого бригадира в Магаданской области было у всех на слуху, о его достижениях писали газеты, говорило радио. За досрочное выполнение заданий пятилетки в 1974 году ему вручен орден Трудовой Славы. Награда достойная и заслуженная. Доставила немало хлопот горнякам транспортировка двух экскаваторов из Певека на Бараниху с помощью нескольких тракторов. Буксировка длилась шесть дней по безлюдной, скованной стужей тундре. Этот рейс вошел в летопись Чаунского района. Командовал караваном А.Ф. Леухин. Наступил 1977 год. Алексей Федорович приехал в Сусуман на курсы машинистов-механиков импортных машин, в том числе и «Фиата». Закончив учебу, он перевелся на новый прииск «Ленинградский» и там возглавил укрупненную бригаду бульдозеристов, в которой вскоре насчитывалось более 200 человек. Ей выделили бурстанки, три экскаватора, 15 бульдозеров, несколько БЕЛАЗов, и в 1984 году она стала сквозной комплексной. На горном полигоне бригада делала весь объем работ от бурения до извлечения золота из песков на промывочных приборах. Новаторский подход принес свои плоды – бригада добилась лучших показателей по горно-обогатительному комбинату. Они «подарили» бригадиру в 1980 году второй орден Трудовой Славы. Сказать следует и о том, что «Ленинградский» – предприятие особое для того периода Магаданской области. Алексей Федорович подчеркивает: прииск вначале обустраивали, возводили жилье, социально-бытовой сектор, а затем уже в полной мере развернули добычу драгоценного металла. Это был огромный шаг вперед в практике освоения кладовых недр Колымы и Чукотки, обусловленный ускоренным ростом промышленного потенциала Северо-Востока. Один «Ленинградский» ежегодно выдавал «на-гора» один миллион кубометров золотоносных песков в год. Время было поистине горячее! Завоз материалов, техники, всех товаров народного потребления на «Ленинградский» на первых порах шел через морпункт Мыса Шмидта, где грузы с пароходов перегружали на плашкоуты. Дело, разумеется, хлопотное. А затем поступило замечательное по своей оригинальности и смелости рационализаторское предложение: зимой на самосвалах завезти, свалить прямо на лед грунт и «наморозить» пирс, чтобы летом к нему швартовались суда. Эксперимент удался. Так в Восточной Арктике появился первый морской причал, сооруженный при содействии Деда Мороза. Позднее такой причал построили на Мысе Шмидта, который выдерживал махины весом в десятки тонн. Возвращаясь к вышесказанному, Алексей Федорович дополнил свой рассказ: — Жизнь на прииске текла в нормальном русле. В поселке действовали водопровод, горячее водоснабжение, канализация и т.д. Электростанция работала на жидком топливе, которое из танкера перекачивалось в отработанную шахту до 65 тысяч тонн. Тоже очень удачное и необычное инженерное решение… 1986 год отмечен для бригадира с «Ленинградского» третьим орденом Трудовой Славы, что равнозначно званию Героя Социалистического Труда. В шеренгу знатных горняков Магаданской области встали также шахтеры Герои Социалистического Труда А. Грозин, Б. Гармашов, В. Затуливетров и другие. В 1990-м году на «Ленинградском» началась неразбериха. На перестроечной волне инициативу перехватили бывшие «двоечники» и «троечники», захотели быть «правофланговыми». Бригада стала рассыпаться. Леухин тогда перевелся в Ягоднинский район, возглавил артель «Юпитер». Проработал 12 лет в непростых условиях. Ведь от руководителя старателей требовались недюжинная выдержка, знание до тонкостей всех производственных процессов, смекалка и хозяйственная разворотливость. Давали о себе знать и долгие годы, прожитые на холодной северной земле. В 2002 году Алексей Федорович вышел на пенсию. *** Живет полный кавалер ордена Трудовой Славы в Магадане. У него три сына и дочь, все имеют высшее образование. Старший сын Анатолий закончил сельскохозяйственную академию имени Тимирязева, младший Сергей – Московский горный институт, а дочь Валентина получила диплом электромеханического института. У Алексея Федоровича два внука, две внучки, три правнука и одна правнучка. Счастливый он человек. *** Р.S. Важная информация: подводя итоги пройденного по золотым месторождениям пути, Леухин подсчитал, что на его бригадном счету 15 тонн валютного металла! Материал подготовил Петр ЛИВАНОВ. Вернуться назад |