Главная > Образование. Наука > УЧИТЕЛЬ С ТОБОЙ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

УЧИТЕЛЬ С ТОБОЙ НА ВСЮ ЖИЗНЬ


22-11-2012, 10:36. Разместил: redaktor
«Не может быть воспитания, если не сделана центральная установка о ценности человека».
А.С. МАКАРЕНКО.
«ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ»
На городских выставках детского и юношеского творчества, как правило, можно увидеть экспонаты, сделанные руками учащихся Магаданской среднеобразовательной школы № 18. Экспонаты выполнены из дерева. Ребята, представившие их, научились этому мастерству на уроках технологии, которые ведет в школе Юрий Павлович Крохин.
В классе технологии, где идут занятия, светло, просторно. Надо видеть, с каким увлечением занимаются дети за верстаками. Работа требует кропотливости, концентрации внимания, усидчивости. Эти качества также вырабатываются на занятиях.
Учащиеся, то один ученик, то другой со своей работой подходят к Крохину, спрашивают, как сделать лучше ту или иную деталь. Ребята в фартуках работают кто лобзиком, кто надфилем или напильничком.
Через стенку с классом, где ведутся занятия по технологии, расположен кабинет, в котором хранятся рабочие инструменты, тут же находятся работы учеников, что экспонировались на выставках.
Вот шкатулка средних размеров с изумительной по красоте вязью из дерева. Рядом подставка для книг, подсвечник, сражающийся мушкетер, подставка для пасхального яйца.
Вот на шкатулке изображение (опять-таки вырезанное из дерева) царя Дадона из сказки А.С. Пушкина о Золотом петушке…
Когда смотришь на работы, выполненные школьниками на уроках труда, диву даешься красоте изделий. Невольно в памяти возникает сказ русского писателя Николая Лескова о том, как Левша блоху подковал.
Чтобы сделать ажурную шкатулку с изображением грациозного оленя, вязью узоров, требующих филигранной работы, нужна увлеченность, ощущение красоты.
И это во многом зависит от педагога. И тогда это ощущение красоты через выполненную работу передается тому, кто созерцает ее.
При увлеченности занятием в классе, время для школьника проходит незаметно – быстро. Работа ученика над изделием вырабатывает у школьника терпение, скрупулезность, непоспешность, ощущение соразмерности, стремление, чтобы получилось красиво и аккуратно.
Юрий Павлович говорит:
– Некоторые ребята спрашивают: «Можно я дома это сделаю?» Отвечаю: «Ради бога, делай». И ребенок уходит со своей работой довольный. Думаю – чем по подъездам торчать – сиди дома, делай.
Другой ученик говорит мне: «Дед мой на пенсии. Заинтересовался тем, что я делаю. Сам выпиливать начал, просит чертеж». Даю ученику чертеж. Работайте дома по чертежу. Я только приветствую это, приветствую, что родители детям помогают. Значит, они вместе.
Ребенок сомневается, получится ли у него. Я даю ему в руки то, что сделал такой же ученик, как и он, и говорю:
– Это сделал такой же ребенок как ты. А ты что, не справишься?
Вот он начинает делать. Получится – не получится, но делает. Дело идет. Первый раз не получилось. Второй. Он третий раз начинает делать и потом сравнивает, и готов сам себя похвалить. Думает, лаком покрывать или не стоит.
Педагогический рабочий стаж Юрия Павловича 40 лет. Из них 20 лет он являлся заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Ю. Крохин говорит:
– Задача преподавателя технологии – привить ученику навык уметь делать ту или иную работу согласно программе своими руками. И прежде всего – это практическая направленность. Без практической направленности учение не имеет смысла. Обучение определяется школьными программами. Учащиеся приобретают навыки.
Юрий Павлович поясняет:
– К примеру, какие есть разъемные соединения. Болты, гайки, шпильки и другие. Школьники учатся читать чертеж, соединять детали. Получать изделие, состоящее из двух деталей.
Но для того, чтобы нарабатывать умение и навыки, часов недостаточно. Вот пример с врезным замком. Ведется занятие, время идет на то, чтобы показать как он вставляется, как работает, как разметку сделать, ключевину, поставить правильно цилиндр.
Юрий Павлович задает вопрос:
– А когда ему, ученику, самому этим заниматься? Для того, чтобы наработать умение, навыки, времени мало. На практику у нас времени все меньше и меньше.
Уроки технологии у школьников ведутся с пятого класса по одиннадцатый. Учащиеся изучают материал, подлежащий обработке. Это разнообразные древесина и металл. Знакомятся с обрабатывающими станками, их устройством. Осваивают на них операции, будь то сверление, проточка цилиндрических поверхностей, другие виды работ. Осваивают работу со шпоном, фольгой и иными отделочными материалами. Изучают устройство окон, дверей, установку в дверях навесных и врезных замков. Осваивают семейный бюджет. Есть и такая тема. Сложность предмета технологии идет по возрастающей от класса к классу.
ПРОЕКТЫ
Приобретая навыки работы с инструментами, школьники учатся составлять проекты для изготовления намеченной продукции. Юрий Павлович говорит:
– Определяется тематика проекта, анализ, для чего необходима работа, ее практическая направленность.
Такие проекты, – говорит Юрий Павлович, – развивают мыслительную деятельность. К тому же существуют определенные требования к оформлению титульного листа, нумерации страниц. Если возникают какие-либо идеи по проекту – они оформляются на отдельном листе. Определяются условия соблюдения техники безопасности, указываются инструменты, используемые в работе. Это может быть изложено в любой форме либо в виде таблицы.

В проект входит чертеж, пусть это даже самый простой технический рисунок. Указывается масштаб изделия. Если это цилиндрическая деталь, то учащийся определяет по чертежу и диаметр, и длину. Школьники знают и усеченный конус и призму. Шестые, седьмые, восьмые классы умеют читать чертежи.
Вот творческий проект учащегося 7 класса Вадима Рубцова. Он содержит: «Обоснование возникшей проблемы и потребности. Схему обдумывания. Выявление основных параметров и ограничений. Теоретические сведения. Историю и современность. Банк идей. Эскизную проработку базового варианта. Требование к изделию. Дизайн и спецификацию. Инструменты и оборудование. Материалы. Правила безопасности во время работы. Технология изготовления. Контроль качества. Экологическое обоснование. Экономические расчеты. Реклама. Самооценка».
В обосновании возникшей проблемы и потребности по данной теме учащийся пишет: «Изготовление табурета способствует закреплению ранее изученного материала, таких тем, как: «Разметка», «Сверление», «Ремонт мебели в быту». Оснащение учебных мастерских позволяет выполнить этот проект… В процессе выполнения можно ознакомиться с технологией оформления интерьера, приобрести навыки по ремонту мебели. Изготовив табурет, можно внести личный вклад в оформление квартиры, сделав приятный подарок своим родителям».
Далее ученик пишет уже в других разделах, что для табурета более всего подходит древесина дуба, поскольку она прочна и обладает помимо многих других качеств еще и стойкостью противогниения. Останавливается В. Рубцов и на истории возникновения стульев, с описанием их разновидности.
Есть в работе и рисунки образцов мебели этой категории, таких как: банкетка, классический табурет, скамеечка. Указан станок для обработки – токарный, необходимые для работы инструменты: пила, рубанок, сверлильный станок. Прикладывается в обязательном порядке инструкция по технике безопасности, где тщательно прописаны все этапы работы, при прохождении которых необходимо соблюдать безопасность. Это касается как одежды, электричества, защиты глаз очками, так и других вариантов.
В экономическом обосновании указано: какая сумма необходима для приобретения древесины, затраты на потребляемое электричество, на покрытие лаком. Затем все это суммируется и с учетом заработной платы изготовителя указывается общая конечная сумма.
В заключение указана литература, на базе которой составлялся проект.
Что дает учащемуся работа над проектом? Прежде всего заставляет думать в конкретной плоскости, увязывая мыслительную деятельность с реальностью, с решением производственной задачи. Учащийся уже на собственном опыте знает, из чего складывается стоимость продукции. И главное – научиться делать вещи своими руками, осваивая рабочие инструменты. А это уже остается с человеком на всю жизнь
Вот творческий проект 2012 года ученика пятого класса Сергея Гусева. Тема: «Салфетница». В первой части проекта школьник пишет: «На уроке технологии я сделал салфетницу. Ее я сделал для моей тети на ее день рождения.
Салфетницы – это своеобразные вместительные и удобные держатели, которые предназначены для салфеток… Салфетки в салфетнице будут не только замечательным украшением для стола, но подчеркнут аккуратность хозяев».
В технологии об изготовлении говорится: «Сначала нужно выбрать качественную заготовку из древесины необходимой породы…»
Юрий Павлович поясняет:
– В конце творческого проекта мы обязательно оцениваем его положительную сторону и отрицательную. Необходимо обращать внимание на то, чтобы у школьника не пропал интерес к своей работе. Если затянуть время исполнения – то у школьника может пропасть интерес.
Не любят они оформлять проект, говорят: «Мы лучше сделаем руками, чем писать». Я им отвечаю: «Знаю, что вы сделаете, но приучитесь к тому, что должна быть техническая документация…» Родители помогают детям написать творческий проект. Пользы от этого ребенку больше, чем просто мышкой щелкать, лучше текст набирать, шрифты прорабатывать, текст редактировать, поля выдерживать».
Знакомясь с проектами учащихся, подумалось о старинной русской книге XVI века, что называется «Домострой». Есть там глава о том, как надо следить за домом и подворьем, чтобы все в нем было исправно, «как новое». «… Ветхое – починено, а порченное поправлено, оловянное и медное, железное и деревянное, – и все было б и крепко, и цело…» Это наставление относится и к нашему времени, будет распространяться и на последующие века, ибо человек всегда благоустраивает место своего обитания. А для этого многое надо уметь делать своими руками. В наше время этому учат в школах на уроках технологии. В прошлые века не было токарных станков, работающих на электричестве, не было тех металлов, что есть сейчас, инструментов. Но цель – уметь делать своими руками, благоустраивая среду обитания, остается.
КУРСЫ ПОЛЕЗНЫ
В своей работе преподаватели технологии опираются на такие источники, как учебные программы по технологии. Существует определенный каталог программ, утвержденный министерством образования. Но у преподавателя есть возможность выбора той или иной программы. Учителя технологии работают по программам В.Д. Симоненко. К ним имеются обеспечения, это рабочие тетради. По каждому классу – учебники, сейчас они соответствуют программам. Опираются преподаватели и на такой источник, как предметный журнал «Школа и производство». Программы для кружков тоже есть. Но учителя их лично могут составлять и сами, что они и делают.
Во внеурочное время Юрий Павлович при школе ведет кружок по художественному выпиливанию, резьбе по дереву и своими руками. Учащиеся кружков постоянно участвуют в выставках детского и юношеского творчества. Призовые места ими завоевывались, начиная с 2003 года.
К примеру на городской выставке «Чудотворчество» 2007 года учащиеся Денис Ломтев, Иван Кудым и Илья Ивженко заняли первые места. Сергей Булычев и Александр Неяскин вышли на вторые.
В том же году, участвуя в областной выставке «Мой дом, мой город, моя страна», учащийся Артем Вольфович занял второе место. Илья Ивженко – вышел на третье. В 2009 году – Дима Орехов вышел на первое место. Выставки проходят раз в два года, проводятся во Дворце детского и юношеского творчества. Мероприятия хорошо организованы.
Юрий Павлович говорит:
– В ДДЮТ работают кружки, где ребята учатся, как мастерить своими руками. Занимаются они серьезно. С ними сложно конкурировать.
Учащиеся также принимают участие и в школьных выставках. К примеру, в 2009 и 2010 годах по таким направлениям, как «Судомоделирование», «Авиамоделирование», «Резьба по дереву», «Выпиливание», «Калейдоскоп».
Занимаются у Юрия Павловича мальчики и юноши. Но занимались и ученицы: Надежда Кузнецова, Анна Генералова, Оля Князева, Надя Поляруш, Анфиса Харахорина, Анна Лукьянова, Настя Тимошенко, Любовь Демьянчик и другие, всего семнадцать человек. Посещали они занятия, обучаясь в пятом-восьмом классах. Сейчас они уже десятиклассницы.
Для преподавателей технологии при Магаданском областном институте повышения квалификации педагогических кадров проводятся курсы, на которых учителя знакомятся с новыми направлениями по своему предмету, обмениваются опытом, мнениями. «Курсы эти полезные. Проводятся хорошо», – говорит Ю. Крохин.
Работает в этом направлении и городское методическое объединение. С 2006 по 2011 годы его возглавлял Юрий Павлович. Здесь идет обобщение опыта, анализ работы. Заслушиваются доклады преподавателей технологии.
В школе действуют методические объединения учителей математики, русоведов. Есть и методическое объединение преподавателей технологии. Работа плановая.
Вот что говорят коллеги о работе Ю. Крохина. «… Проводит уроки и внеклассные занятия ярко, увлекательно, стремится пробудить в учениках пытливость мысли, расширить их представление об окружающей среде и мире. Его отличает постоянный поиск новых форм, приемов и методов обучения, внедрение «современных технологий обучения».
У КИНОТЕАТРА «ЗВЕЗДА»
Родился Юрий Павлович в Магадане. Детство проходило в районе некогда существовавшего кинотеатра «Звезда».
Юрий Павлович поясняет:
– Там, где сейчас находится эколого-биологический лицей. В том районе прежде располагался лагерь для заключенных. Рядом с ним в двухэтажном доме проживала наша семья, другие семьи. Дома построены заключенными. В лагере были уголовники и репрессированные. Помню, как их возили в открытых грузовиках. Они сидели на скамейках. Спинами к кабине, за перегородкой солдаты, два или три человека. В руках трехлинейки с примкнутыми штыками. Бывало, что заключенный, – раз, и выпрыгнул из автомашины. Его догоняли.
Заключенные, что строили дома, просили у нас нотную бумагу. Мастерили нам деревянные игрушечные автоматы под ППШ, бросали их нам. Общались мы и с солдатами, охранявшими заключенных. Те показывали нам свое оружие.
Мы во дворе росли дружными, играли в лапту, в чижика, в футбол. Стекол не били.
Лагерь, рядом с которым мы жили, убрали. В одном из его бараков сделали кинотеатр, назвали «Звездой». Потом построили кинотеатр новый из железобетона, название оставили прежнее.
ШКОЛА
Учился я в первой школе, что располагалась напротив музыкально-драматического театра. В то время по городу ходили маленькие кургузые автобусы желтого цвета. За проезд от остановки до остановки 2 копейки. Потом ввели единый проезд, билет стоил 5 копеек. Мы были довольны – садись, катайся.
У школы был шеф – совхоз «Пригородный». Мы с восьмого класса выезжали на его поля, на Инвалидку (ныне микрорайон Солнечный), на шестой километр. Сколько там картошки, турнепса перекопали. Работали с удовольствием.
Юрий Павлович говорит:
– Мы, будучи в свое время учениками девятых и десятых классов первой школы, получали рабочую специальность на Магаданском механическом заводе. Трудовой навык получали в цехе, которым руководил Борис Егорович Нефедов. Связь с заводом была теснейшая.
Мы изучали ремонт станков, текущий ремонт, обкатку оборудования. Нам давали заказы на изготовление гаек, других малооплачиваемых металлических изделий. У нас была теория и практика.
После окончания десятого класса в июне проходили практику на заводе. Это входило в учебный план. Без практики на предприятии в следующий класс не переводили.
В конце второго года обучения мы сдавали экзамены государственной квалификационной комиссии. Получали корочки (удостоверение) – токарь по металлу первого или второго разряда. Естественно, что-то мы делать умели. Было это в 1966-67 годах.
А сейчас в государстве спохватились – не хватает специалистов рабочих профессий.
Во время учебы, будь то школа или институт, спорт являлся неотъемлемой частью жизни. Юрий Павлович занимался футболом, баскетболом, пулевой стрельбой, прыжками с парашютом. С сердечным теплом вспоминает всех школьных учителей: классного руководителя Аллу Николаевну Ширяеву, Якова Ивановича Бровкина, Георгия Ивановича Гаронкина, Анатолия Ивановича Рыженкова, Софью Александровну Гаронкину, Зинаиду Филипповну Ефимову, Асю Кубатовну Сеидову, Изольду Леонидовну Плакину.

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
По окончании учебы в школе, Ю. Крохин поступает на учебу в Магаданский педагогический институт. Юрий Павлович выпускник физико-математического факультетаа.
– По распределению мы все поехали по области. Мне достался Среднеканский район, поселок Сеймчан, – говорит он. – Там было две школы, средняя и школа-интернат. В средней школе я преподавал математику. С жильем было туго. Жил в школе, ставил раскладушку на лестничной площадке. Жил в пионерской комнате.
В Сеймчане был мощный авиаотряд, строилось жилье. Был крепкий совхоз, дававший вкуснейшую густую сеймчанскую сметану, выращивали капусту. Климат в Сеймчане чудеснейший. Огурцы собирали с грядок. Тут же цветущая черемуховая роща. Во дворе частных домов росли гладиолусы.
Затем была работа в совхозном поселке Талон. И везде, где бы я ни трудился, были отличные, доброжелательные коллективы, – говорит Юрий Павлович.
– Вспоминается Балаганное, Талон – места интересные. Но с жильем было, что в Сеймчане, что в Талоне, сложно. Пришлось на работу переехать в Магадан.
В то время в Магадане работала авиалиния Магадан-Талон, Магадан-Балаганное. Самолеты взлетали с аэродрома на 12 километре. Это были «Аннушки», АН-2. В Балаганное я летал за жимолостью. Брал с собой посуду. В 11 часов дня вылетал из Магадана. Через 40 минут, даже меньше, самолет садился в Балаганном. Я выходил. Спокойно набирал два ведра жимолости. Возвращался в аэропорт. Там был маленький домишко. Утром прилетал самолет. Я садился и улетал обратно.
ГОТОВИЛИ РАБОТНИКОВ
Еще не так давно на базе нашей восемнадцатой школы готовили столяров. Четырнадцатая школа готовила телеграфистов. Двадцать первая – машинисток. Ученики школ города сами определялись, куда они пойдут учиться и по какой специальности. В определенные дни учащиеся десятых и одиннадцатых классов расходились по школам, где велось обучение по выбранным ими специальностям, приобретали профессиональные навыки. Потом все это закончилось.
Задумавшись, Юрий Павлович говорит:
– Мы учились – атмосфера другая была, менталитет другой. Может, по другому учили нас. Учиться из-под палки никто нас не заставлял. Надо знать, значит, надо знать. Немецкий язык – четыре урока в неделю. Каждый урок задание примерно две страницы – чтение, перевод, пересказ. Это требование учительницы. Сейчас учителя не хуже. Раньше учитель был авторитетом и сейчас он остается авторитетом. И это к лучшему, потому что из других источников знания идут. Их видимо-невидимо. Только учись. Сейчас основное назначение учителя – организовать ученика, организовать работу. Темп жизни сейчас не тот, что прежде.
***
Юрий Павлович с 1991 года является Отличником народного просвещения.
Его мама, Раиса Максимовна в числе добровольцев в 1945 году приехала в Магадан. Пятьдесят лет проработала в «Пищекомбинате», что находился на 4-м километре. Награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Сын Крохина, Антон Юрьевич, закончил филологический факультет Северо-Восточного государственного университета, специальность – история. Десять лет преподавал в школе Омска. Показал себя с хорошей стороны. Является обладателем Гранта Президента России. Сейчас работает в районном управлении образования Омска.
«СДЕЛАЙ, КАК УЧИТЕЛЬ ГОВОРИТ»
Юрий Павлович говорит:
– Иногда дежуришь по школе как администратор. Смотришь, как дети вечером уже в 7 часов расходятся. Другой ребенок остался. Спрашиваешь его: «Почему домой не идешь?» А он говорит: «А что дома делать?» Думаешь – его дома никто не ждет. А другой бежит – дома его ждут. А этот ребенок, которого дома не ждут, помыкается, а утром опять в школу приходит лохматый. По нему видно, что он дома даже чашки чая не выпил. Есть дети, которые только в школе отдушину получают, потому что дома на него внимания не обращают.
Наш труд учениками начинает цениться не сразу по окончании школы. Пройдет пять, десять лет, вот тогда определяется: проведено время в школе с пользой или без пользы. Бывают шалопаи, учился на двойки-тройки. А сейчас, когда на улице встретит, в школу придет, говорит: «Юрий Павлович, я понял, какой я был дурак. Если бы сейчас я в школе учился, то бы на одни пятерки, четверки занимался. Ничего сложного в этом нет».
Крохин говорит: «Нравится не нравится, а все же сделай, как учитель говорит, как говорит директор школы, как говорят родители. Они плохого не пожелают. Пересиль себя, сделай, как сказали – жалеть потом не будешь».
КТО ВАШИХ ДЕТЕЙ БУДЕТ УЧИТЬ?
Затронул Юрий Павлович и тему смены поколения учителей:
– Я говорю школьникам: педагоги, что учат вас, стареют. Мы скоро уйдем – кто ваших детей будет учить? Молодые редко приходят в школу. Хотя у нас молодежь сейчас появляется. Но выживают учителей из школы. Низкой зарплатой выживают.
Тут сложно не согласиться с Крохиным. К примеру: директор школы в Москве в среднем получает в месяц 540 тысяч рублей, а педагог в Магадане на руки 13 тысяч 500 рублей. И это в условиях Крайнего Севера?
В статье «Управление персоналом: способы подбора кадров», опубликованной во втором номере за 2012 год журнала «Народное образование», действительный член (академик) Российской академии образования, профессор, доктор педагогических наук М. Поташник пишет о том, что «заполнить вакансии в школе могут помочь неработающие пенсионеры… это всегда лучше, чем отсутствие уроков… Для учителей пенсионеров, востребованность, почтительное отношение имеет большее мотивирующее значение, чем деньги».
М. Поташник также предлагает привлекать к преподаванию там, где нет учителей, просто специалистов. «Среди ищущих работу вполне могут быть люди, которые не подозревают, что у них есть педагогические задатки… И хотя зарплата учителей, как работников бюджетной сферы небольшая, но она стабильна, и для людей, ищущих работу, это всегда лучше, чем унижающее любого человека ощущение ненужности и нищеты».
Академик также предлагает при отсутствии педагогов привлекать в школу студентов и старшеклассников.
Безусловно в каких-то регионах эти рекомендации сработают. Но в общем это похоже на латание пробоин в корабле образования. Низкие зарплаты не избавят школу от дефицита учителей.
***
Царь Петр I владел рубанком, топором, многими строительными инструментами. То-есть, царское это дело уметь, делать многое своими руками. Петр учился сам и учил других. В наше время в школе это называется преподаванием технологии. Петр сумел головой и рубанком выстроить мощный флот и армию, тем самым, создав сильное государство.
Большое начинается с маленького, с умения держать в руках молоток, пилу читать чертежи, работать на станках. Этому учит педагог Крохин. Но главное – он учит жить по совести. Есть такой внутренний компас у человека.
О. МИХАЙЛОВ

Вернуться назад