Главная > История. Память > КОГДА МЕДАЛЬ ДОРОЖЕ ОРДЕНА…

КОГДА МЕДАЛЬ ДОРОЖЕ ОРДЕНА…


28-06-2012, 07:46. Разместил: redaktor
НАРОДНЫЕ МСТИТЕЛИ
Рэму Яковлевичу в 1941 году исполнилось 14 лет. Проживал он вместе с мамой в г. Калинине (ныне Тверь). При приближении фашистов началась эвакуация. Семье было предписано эвакуироваться на Урал. Подъехали к Москве. За время поездки Рэм подружился с военными. Под Москвой Рэм говорит маме:
– Дальше не поеду. Останусь с бойцами.
И остался в батальоне авиаобслуживания у зенитчиков, был зачислен добровольцем-красноармейцем.
Старший брат Рэма, Володар, служил в управлении госбезопасности и по заданию остался в Калинине. Отец, кадровый офицер, на фронте.
16 декабря 1941 года фашисты были отброшены от Москвы. Калинин освобожден. Рэм получил разрешение побывать дома. В Калинине разыскал брата, связался с комсомолом. Вместе с братом по личному обращению решением обкома комсомола в январе 1942 года был направлен в разведшколу при Калининском фронте, во второе отделение первого диверсионного разведотдела. Школа находилась в г. Кувшиново. Учились пять месяцев.

После учебы направлен со спецгруппой из пятнадцати человек в город Ярцево. Возраст – от 15 до 17 лет. Отряд определялся как группа в составе партизанской бригады.
***
Непросто подорвать вражеский железнодорожный состав. Взрывчатку надо заложить перед самым его проходом. По приказу немцев по обе стороны от дороги на 100 метров от нее вырубался лес и кустарник, тем самым обеспечивался просмотр подходов к железнодорожному полотну.
Рэм Яковлевич:
– Оперция, в которой я участвовал недалеко от деревни Павлово, потребовала полной отдачи сил, смекалки, выдержки. Нас было трое. Шли с проводником, 40-50 километров. Патронов на такие операции берется побольше. Автоматы у нас немецкие, гранаты наши. Для минирования выбрали время от 3 до 5 часов утра. Взрывное устройство сработало, когда поезд наехал на мину и с военной техникой ушел под откос. За эту операцию я был награжден орденом Красной Звезды. К нам в отряд летали самолеты Р-5, У-2, ПО-1. Вывозили раненых, доставляли медикаменты, взрывчатку. Девушки выходили в город, смотрели по обозначениям, где какие воинские части, проводников, связистов знали только в лицо. При встрече с противником: кто первый откроет огонь, тот и жив. В ноябре часть группы, в том числе и я, по приказу через линию фронта возвратилась к своим.
Затем в январе 1943 года мне предложили учиться при штабе разведотдела первого Прибалтийского фронта в разведшколе на радиста-шифровальщика. Я согласился. Штаб готовил военных для работы только в тылу врага.
***
После окончания развед-школы Рэм Яковлевич был направлен в тыл противника в бригаду «Имени маршала Жукова», организованную по военному образцу. Это Западная Белоруссия, Вилейская область, Козянские леса. Лебедеву пришлось вести работу в оккупированном немцами Даугавпилсе. Отсюда велась связь по рации с Большой землей.
Опасность радиосвязи в Даугавпилсе заключалась в том, что по городу ездили немецкие автомашины-пеленгаторы.
Через 20 дней Рэм с радиостанцией был переправлен из города в бригаду. В это время немцы сняли с фронта воинские части и бросили их на партизан в Белоруссии. Партизаны с боями отходили в Козянские леса. Из окружения вышли пять бригад. Радисты их погибли, рации уничтожены. Вся нагрузка по связи со штабом Прибалтийского фронта легла на Рэма Лебедева.
– Дневал и ночевал в обнимку с рацией. Радист – это уши бригады, – говорит Рэм Яковлевич.
В 1944 году бригада соединилась с наступающими частями Советской Армии. Было тогда партизану 16 лет.
Рэм Яковлевич награжден также орденами Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны II cтепени, медалью (№ 103899) «Партизану Великой Отечественной войны I степени».
О ней Лебедев говорит: «Это самая дорогая для меня награда».
О. МИХАЙЛОВ.

Вернуться назад