Главная > Наш город > Магадан – Москва. Мост сотрудничества

Магадан – Москва. Мост сотрудничества


16-08-2007, 10:32. Разместил: redaktor
28 июня с. г. в результате визита в г. Магадан рабочей группы Правительства г. Москвы было подписано Соглашение между Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы и мэрией Магадана о сотрудничестве в продовольственной сфере.
«На подписание данного соглашения между Магаданом и Москвой я смотрю с оптимизмом, – сказал А. И. Бабурин, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента. – Взаимовыгодные отношения между нашими городами, например, в области рыбной промышленности имеют замечательную перспективу…»

Один из городских руководителей посоветовал мне встретиться с членом московской делегации Николаем Глушуком.

– Он – человек сведущий в рыбацких делах нашего региона. Когда-то работал с самим Котляром…

Глушук Николай Васильевич. Родился в 1949 г. в Приморском крае. В 1971 г. окончил Владивостокский «Дальрыбвтуз» по специальности: инженер-эксплуатационник водного транспорта. На Дальнем Востоке прошел путь от диспетчера управления «Востокрыбфлот» до начальника морского рыбного порта бухты «Троица» ВРПО «Дальрыба». После окончания в 1988 году Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР работал на руководящих должностях Минрыбхоза СССР. С 1993 г. работает генеральным директором ОАО «Рыбмаркет» (маркетинговые услуги предприятиям рыбной отрасли) Госкомитета РФ по рыболовству. Н. В. Глушуку присвоено почетное звание «Заслуженный работник рыбного хозяйства РФ».

Да, действительно Николай Васильевич в свое время работал с «самим» Котляром… Только не Евгением Федотовичем, бывшем генеральным директором п/о «Магаданрыбпром», а с его однофамильцем (их часто подозревали в родстве – авт.) Николаем Исааковичем, работавшим начальником ВРПО «Дальрыба», а затем министром рыбного хозяйства СССР.

Все это выяснилось на следующий день, ранним утром в гостиничном номере ВМ «Центральная», когда автор этих строк пытался разговорить московского гостя, уставшего от насыщенной, но интересной, по его признанию, программы магаданского пребывания и озабоченного сбором на продолжение путешествия «по северам» - вылетом в Южно-Сахалинск. И скорее всего не бывать этому нашему разговору, не прозвучи в моем представлении имя Тамары Александровны Пакулевой – легендарной женщины-рыбачки, ставшей впоследствии главным инженером производственного объединения «Магаданрыбпром». И гость «сдался»…

– Николай Васильевич, среди членов московской делегации вы оказались, позвольте так выразиться, главным рыбаком – специалистом в рыбной отрасли. С чем связан ваш интерес к нашему региону?

– Чтобы ответить на ваш вопрос, позвольте очертить круг моих функциональных обязанностей в Москве. Мне для этого необходимо вернуться к начальной истории нашей рыбной отрасли. Ее развал в конце 90-х годов прошлого столетия произошел не только в Магадане, на Камчатке, Сахалине и Приморье, но и во всей, как было принято ее называть, Стране Советов. При этом разрушилась система централизованного управления экономикой страны и ее звеньев – министерства. Коснулось это и нашего Минрыбхоза… И как результат всему, в 1990 году мы создали ассоциацию (они размножились подобно грибам) Рыбснабсбыт. Через три года она стала коммерческой. Основой ее задачи было сохранение преемственности и на уровне выполнения госзаказа Минрыбхозом по поставкам рыбопродукции не только в регионы России, включая Москву, но и на внешний рынок. Несмотря на прилагаемые усилия ассоциации выполнить функции бывшего министерства, нам удалось лишь сохранить стабильные поставки рыбопродукции в г. Москву. Поэтому в 1993 году было принято решение об организации ОАО «Рыбмаркет», продолжающего по сей день работать по программе сотрудничества с Департаментом продовольственных ресурсов г. Москвы, которым руководит министр Правительства Москвы Александр Иванович Бабурин – он же руководитель нашей рабочей группы, прибывшей в ваш город по распоряжению мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова.
В связи с этим, думаю я не открываю секреты, позволю объяснить и свой интерес в результатах подписания Соглашения о сотрудничестве между Москвой и Магаданом. Сегодня задача развития Дальнего Востока, которая поставлена перед правительством России ее Президентом Владимиром Путиным, несомненно коснется и рыбной отрасли всего Дальневосточного региона, а следовательно, и Магаданской области. И я, ссылаясь на свой многолетний опыт работы в рыбной промышленности, уверен в том, что в связи с этим Дальнему Востоку в обязательном порядке вернут былой статус нивы, а точнее – головного рыбного цеха страны. И уж если до конца говорить о личном интересе, то к магаданцам у меня особое отношение.

Отступление автора. Когда говорят о ниве, мне представляется поле. А рыбопродукты?.. В 1980 г. я в партийном комитете «Дальрыбы» во Владивостоке лично видел правительственную телеграмму с текстом (почти дословно): «Спасите наших детей, разнарядка на рыбопродукцию кончилась, им не хватает фосфора и кальция. Готовы расплатиться по вашему усмотрению. И подпись: Кунаев».
Казахстан тогда был житницей страны. А Дальний Восток, уж точно, - ее морской нивой.

– Николай Васильевич, – подхватываю я его признание, – пожалуйста, о магаданцах…

– Мое становление прошло на Дальнем Востоке, где я родился и стал рыбаком, как вы меня назвали, чем несказанно горжусь. Тогда я работал в «Дальрыбе» и возглавлял отдел эксплуатации флота. В мои обязанности входило курирование вопросов, связанных с вывозом рыбопродукции с районов промысла и береговых предприятий. В те годы объединение «Магаданрыбпром» по праву считалось одной из мощнейших организаций, входящих в структуру ВРПО (Всесоюзное рыбопромышленное объединение. Авт.) «Дальрыба»
.
… Во Владивостоке поздняя осень 1979 года. В Магадане начало жесткой зимы. Тамара Александровна Пакулева – главный инженер объединения «Магаданрыбпром» на заседании коллегии «Дальрыбы» поставила проблему: по всему побережью, включая Олу, Армань и Чайбуху скопилось в чанах более 100 000 тонн сельди. Для вывоза ее во Владивосток не хватило бочкотары.

И тогда было принято экстренное решение, согласованное с Магаданским обкомом партии – все силы и средства бросить, как говорилось в те времена, на прорыв. Бывший начальник «Дальрыбы» Николай Исаакович Котляр своим приказом назначил меня руководителем штаба по организации вывоза скопившейся продукции. Вот тогда-то я впервые и попал в Магадан… У меня были такие широкие полномочия, которые я не имел и не имею по сей день. Тяжелейшая ледовая обстановка. Под моим началом работает ледокол. На берегу низкая температура, а люди катают бочки по льду… Мы вместе с секретарем обкома партии Попковым вылетели на вертолете на о. Спафарьева… Это надо было видеть. Рыбаки умудрились из досок сделать «рельсы» и катали перерабатываемую здесь же на месте сельдь в бочках на расстояние трехкабельтовых от берега до места стоянки плавбазы у кромки льда. А по прогнозам надвигался шторм…

Отступление автора, который был участником тех событий на о. Спафарьева. Плавбаза та имела название «Де-Кастри». Я работал на ней первым помощником капитана и возглавлял тогда «десант», обеспечивший отгрузку 6000 тонн сельди с береговой рыббазы в трюмы нашей, как ее ласково прозывали моряки, «кастрюли» – парохода – бывшего тропического банановоза, переоборудованного умельцами Ольского рыбозавода (спросите Петра Ивановича Козакова) под плавбазу, начисто лишенную ледовой классности и насчитывающей в своем экипаже 128 человек. Впрочем, обо всем этом я рассказал тогда в одной из первых своих маленьких публикаций в газете «Магаданский комсомолец» под заглавием «Когда шторм оказался бессильным».

– Так вот, – продолжил гость, – тогда мы за полтора месяца вывезли около 80 000 тонн сельди. Это была по-настоящему организованная морская операция. Магаданские рыбаки проявили тогда, без прикрас, свою мощь и силу.

Бывшая система региональных взаимоотношений (это продемонстрировал Магаданский обком партии в лице Попкова – человека, запомнившегося мне своей энергией на всю последующую жизнь) работала, как часы. Все было тогда прозрачно и поддавалось разумному управлению. И мы, рыбаки, чувствовали свою неразрывную связь с государством. Любой негативный шаг был виден, его последствия сразу пресекались. Так было и в добыче рыбы и ее переработке, транспортировке и сбыте. О тех временах я вспоминаю всегда. А сегодня? Во всем сказывается пресловутый бизнес. Он раздробил на осколки рыбную мощь России, единство рыбной отрасли.
Сегодня я москвич. Но благодаря усилиям нашего Президента возродить Россию, все чаще и чаще обращаюсь памятью к ее проверенному веками людскому потенциалу – жителям Дальнего Северо-Востока. Среди них и к дорогим моему сердцу колымчанам.

– Николай Васильевич, вы были среди тех, кто отведал на выставке, организованной нашими рыбопромышленниками, магаданские рыбные деликатесы. Ваши впечатления и вкусовые в том числе…

– Во-первых, если подобная продукция доступна магаданскому потребителю, то это делает честь всем без исключения участникам выставки. Тогда все нормально и мы не зря сюда приехали. Выставка получилась не широкая, компактная, но для оценки продукции яркая и убедительная. Среди представленного на наш суд ассортимента рыбных изделий были откровенно уникальные образцы. Да и вообще… Магаданские умельцы всегда были на высоте. Тогда, по окончании эпопеи по вывозу сельди из Магаданской области, во Владивостоке был организован банкет. Среди магаданских гостей оказалась и Тамара Александровна Пакулева. В разгар застолья присутствующим она предложила вкусить селедочки, как она выразилась, самиздатовского приготовления. Поверьте мне, ни до, ни после я ничего подобного не ел, хотя и по роду своей деятельности в поставках являюсь одним из главных «селедочников» столицы.

– Следовательно у магаданских производителей в дальнейшем диалоге и сотрудничестве с Москвой есть будущее?

– Соглашение о сотрудничестве подписано. Как будет осуществляться дальнейшая работа в целом, я судить не берусь. Сделан по сути первый шаг в экономических взаимоотношениях между нашими городами. Все усложняет, и об этом говорилось на совещании в мэрии, транспортная схема. Из-за нее взлетает цена взаимонужных товаров, к примеру, облицовочного материала, которым богат ваш край.
Что касается рыбной продукции, то моя фирма специализируется на поставках в Москву сельди и минтая. Магаданская рыбопромышленная компания «Тихрыбком» мне известна хорошо, однако откровением для меня стало наличие в Магадане такого супертраулера как «Майронис». Данная рыбопродукция является предметом его основной деятельности. Через ОАО «Рыбмаркет» проходит до 95% дальневосточных поставок этих видов рыб. Почему «Майронису» не оказаться в числе наших поставщиков через Владивосток, если это будет выгодно компании и нам? К сожалению, на совещании не было генерального директора этой, как я узнал, одной из ведущих рыбопромышленных компаний Магаданской области ООО «Магаданрыба», которой принадлежит это судно. Однако со своей стороны я все предпринял для того, чтобы встретиться с ним в Москве.

И еще. Это не только мое личное мнение… Впереди в жизни Дальне-Восточного региона грядут кардинальные перемены. И рабочий визит московской делегации в Магадан – «первая ласточка» начала реализации задумок нашего Президента о благосостоянии этой, в том числе и вашей, огромной территории.

– Николай Васильевич, несколько слов об увиденном вами в Магадане.

– В ваш город я прибыл после пятилетней разлуки. Магадан за это время, что называется, расцвел, стал чище и превратился в настоящую столицу Северной глубинки – Колымы. Недаром на совещании в мэрии высказывались откровения членов делегации о том, что у вашего мэра Владимира Печеного есть чему поучиться. Решать на таком высоком уровне проблемы северного города, учитывая короткий летний период, дано не каждому хозяину. Мне, например, впервые довелось услышать о задумках Владимира Печеного построить спортивно-курортный комплекс на Марчекане… Уверен, что ему это по плечу. А это уже совершенно реальный шаг в организации иностранного туризма в Магаданской области с ее уникальнейшими заповедными ресурсами.

В этой связи реально опровергаются мнения некоторой московской «элиты» о том, что у Севера нет будущего. Лично я уверен, пройдет некоторое время и в ваш край вернутся даже те, кто раньше вынужден был из него уехать. И если не они, то, наверняка, их дети и внуки.
Гость посмотрел на часы и добавил:

– Прошу через вашу газету выразить искреннюю благодарность магаданцам за их чистосердечное гостеприимство. Всегда с доброй памятью о них за их сплоченность, трудолюбие и открытость. С надеждой на скорую встречу с вашим прекрасным городом.

Анатолий СТАРКОВ.
Вернуться назад