Главная > Культура. Искусство > ПАСХА – ЭТО ПОБЕДА

ПАСХА – ЭТО ПОБЕДА


3-05-2012, 06:30. Разместил: redaktor
«Уважаемая редакция! Предлагаю вам опубликовать ко Дню Победы заметки о фильме Б. Криницына, которые, мне кажется, будут интересны многим читателям».
П. Смирнов, г. Магадан.
Самое замечательное в документальном фильме Бориса Криницына «Пасха 45-го года» – его замысел. Но для воцерковленного человека, каким является Борис Криницын, этот замысел неудивителен. Это удивительно для меня, которая ничего не знает.
А оказывается, в 45-м году Пасха была поздняя. Начиналась она 6 мая (а это еще и День святого Георгия и день рождения маршала Георгия Жукова). Длится Пасха неделю, значит, День Победы и Пасхи были едины.
И Христос, который пошел на крест ради людей, воскрес в это время, и страдания, и гибель миллионов наших людей за Россию закончились флагом над Рейхстагом. Что-то есть в этом провидческое, мне кажется, не только для верующих.
Известно, что война, особенно такая страшная, небывалая, еще близкая, как Великая Отечественная, не только убивает, но и объединяет народ перед великой целью. Как писал поэт: «Ведь у нас такой народ: если родина в опасности, значит, все ушли на фронт».
Почти весь фильм построен на хронике, более или менее известной. Но эта военная хроника не может быть до конца известной, ибо она такая невероятная, что сколько ни смотришь, – все как в первый раз. Вот лежат горами трупы, как деревянные бруски, идут наши пленные, оборванные, грязные, с какими-то узелками, котомочками, вот старуха рыдает над мертвым телом то ли своего сыночка, то совсем чужого человека, но все равно своего; вот мать приносит на кладбище завернутый в тряпицу трупик младенца. Траншеи, блиндажи, «катюши», переправы. Киев, блокадный Ленинград, где люди, сделав несколько шагов на улицах, падали от пуль, от голода, от оставленности. Сталинград, жесточайшая, но и поворотная битва в этой войне. Сын Василия Чуйкова вспоминает, как, по рассказам отца, у которого в партбилете лежала молитва (ее дала ему мать), отец хотел перекреститься, но не смог, потому что пальцы были сжаты в кулак морозом и судорогой. И он перекрестился кулаком. И уже до конца войны крестился именно так.
Гитлер рассчитывал в этой войне на помощь Церкви, которую преследовала советская власть. Но народ русский оставался богоносным и не предавал свое Отечество.
Война покончила с гонениями властей на религию и вернула народ в храм. Мы видим заседание Синода во главе с митрополитом Сергием. Народ молится в храмах – это уже современные съемки. А в хронике полковые священники правят панихиду по погибшим на полях сражений.
Россия едина. Верующие и неверующие – все готовы встать «на смертный бой с фашистской силой темною, с проклятою ордой». Это была «народная, священная война».
Пасха в мае 45-го года – это еще и возрожденная Церковь.
Христос воскрес из мертвых, а Господь принял и освятил все жертвы Великой Отечественной ради жизни на земле, ради свободы, ради России. И даже неверующие не могут не понимать, что есть что-то высшее над ними. И это высшее – небо, Бог.
Пасха в мае 45-го года была неслучайна. Эта Пасха – наша Победа.
Людмила ДОНЕЦ, «ЛГ».

Вернуться назад