Главная > Образование. Наука > Вестернизируясь, сохранять собственные традиции

Вестернизируясь, сохранять собственные традиции


14-12-2006, 13:50. Разместил: redaktor

altЮ. Ф. Гришан, заместитель мэра г. Магадана:
Нет нужды говорить об истории возникновения Северного Международного университета: эта информация теперь у всех на устах. Попытаюсь обобщить процесс развития вуза, прежде всего, в аспекте его системного влияния на формирование культурной среды нашего региона.


Отмечу сразу, Северный Международный университет - учебное заведение молодое. 45 лет его сопоставимы с возрастом человека, находящегося в наиболее творческом, созидательном, продуктивном периоде жизни. Это означает, что мы вправе ожидать от деятельности главного вуза города и области чего-то нового, того, что по-настоящему может улучшить нашу жизнь, открыть новые пути для решения существующих проблем, наметить новые векторы развития как Магадана, так и всего Северо-Востока России.
Культура нашего региона многие годы не только подпитывалась, но и предопределялась Северным Международным университетом. Она органически связана с ним. Выпускники альма-матер сегодня работают во всех сферах городского, областного хозяйства. Они представляют современную науку, творческую среду. Без преувеличения можно сказать, что каждая магаданская семья, большинство семей в области так или иначе связаны с вузом: оканчивали университет родители, учатся или собираются поступать в СМУ дети.
А сколько бывших студентов Северного Международного трудятся сегодня в других далях и весях страны, в ближнем и дальнем зарубежье?! Вы отыщете их среди политиков, писателей и поэтов, ученых и банкиров, крупных руководителей, бизнесменов. Немало выпускников вуза занято на государственной и муниципальной службе. Диплом СМУ имеют многие военные. Не говорю уже об учителях, добивающихся самых высоких показателей в своей работе. Даже эстрадные звезды европейского уровня вышли из стен нашего университета.

Все это позволяет сделать вывод: университет живет в двух плоскостях культуры. С одной стороны, учреждение с его успехами и проблемами, традициями и ориентирами, уже состоявшимися и перспективными учеными, большим и дружным студенческим коллективом, достижениями и надеждами, мероприятиями и начинаниями. Это учреждение, в котором витает академический дух, где работают опытнейшие педагоги. Одним словом - сообщество. С другой стороны - выпускники как продолжение вуза, носители его традиций, стандартов. Это товарищество, цементируемое сакральным воспоминанием о лучших годах своей жизни.

Даже умозрительный анализ позволяет установить, что Северный Международный университет, действуя в нашем регионе, выполняет ряд важнейших функций. Наиболее существенные среди них, на мой взгляд, следующие:

1. Университет формирует вектор развития интеллектуальной культуры. Он определяет направления научных исследований и в этом смысле является одним из центров региональной науки - учреждением, формирующим научные школы и направления.
2. Северный Международный вносит большой вклад в позитивное и планомерное осуществление политики государства и региона, связанной с жизнью коренных малочисленных народов Севера в таких важнейших аспектах как образование и широкое изучение особенностей их культуры и национальных традиций.

3. Университет готовит профессиональные кадры, которые в конечном итоге определяют уровень народно-хозяйственных процессов в городе и области, способствуют экономическому развитию региона.
4. Как показало время, главный вуз Магадана - это еще и благоприятное место для развития творческой культуры, этического и эстетического потенциала молодежи Северо-Востока России.

В настоящее время Северный Международный университет занят поиском новых парадигм развития. Выборы ректора, новые планы, новые надежды…

Не хочется, чтобы перемены, которые, скорее всего неизбежны, стали причиной забвения сложившихся традиций. Вестернизация нашего образования, связанная с разворачиванием сорбонно-болонских процессов, представляется лишь общим направлением, общей тенденцией развития. Она привносит много нового: служит углублению демократизации высшей школы, несколько расширяет возможности студенчества, ученого сообщества, интегрирует отечественную систему образования в более общие, глобальные процессы и адаптирует ее к потребностям современности, снимает изжившие себя административные барьеры для более динамичного, более широкого прогресса. Это радует, вдохновляет и одновременно настораживает. Новое не должно ломать традиции, нивелировать ценности, способствовавшие созданию за четыре с половиной десятилетия особой преподавательской и студенческой культуры Северного Международного университета.

Авторские методики и стили, появившиеся в университетском образовании на северной земле, являются нашей гордостью, частью общей северной культурной традиции. Важно эту традицию сохранить, преумножить, развивать дальше. И общественность города, области возлагает большие надежды на коллектив университета.

Общий тон размышлений о современном вузовском образовании характеризуется неудовлетворенностью и тревогой. Это не случайно. Начну с системных изменений, происшедших в данной сфере за последние 10-15 лет. Число институтов в стране в целом, и в нашем регионе - в частности, резко возросло.

Сегодня высшее образование стало таким же доступным, как телевизионные развлекательные передачи. Можно говорить уже не о массовом высшем образовании, а практически о поголовном. Порой достаточно выполнить некоторые формальности, как то заполнение идентификационной анкеты и оплата первого семестра обучения, и ты - студент. В результате получаем специалистов, чьи знания и навыки, общий уровень культуры не позволяют быть профессионалами в широком смысле слова, а стало быть, и полноценно выполнять свои служебные обязанности. Если предприятия официально пока и не направляют вузам официальных рекламаций, то в обиходе мы постоянно говорим и слышим об общем падении уровня культуры в обществе и о специалистах-дилетантах, которые приходят на производство со студенческой скамьи.

Остро стоит вопрос и о трудоустройстве выпускников высшей школы. По данным мониторинга востребованности специалистов с дипломами учреждений высшего профессионального образования Магаданской области, проведенного региональной службой занятости населения, прослеживается тенденция снижения уровня трудоустройства выпускников - в том числе и СМУ. В 2003 г. смогли найти работу 43,1% вчерашних студентов, а теперь дипломированных специалистов, по полученной профессии - 30,7%; в 2004 г. - 39,2% (27%); в 2005 г. - 24,1%, по полученной профессии - 18,4%. За 10 месяцев  2006 г. в центр занятости г. Магадана обратились 47 выпускников Северного Международного университета, 39 из них признаны безработными.

Получается интересная ситуация. С одной стороны мы наблюдаем явную несбалансированность рынка труда и рынка образовательных услуг в регионе. С другой - под воздействием этого самого рынка происходит переориентация как характера подготовки специалистов, так и формирования у молодых людей нравственных, идеологических ориентиров. Рынку требуются узко профессиональные кадры. Если прежде выпускник высшей школы был эрудитом, то специалист в нынешнем его облике - прагматик, чьи познания о мире исчерпываются рамками выбранной им профессии. Он динамичен и подвижен, как принято сейчас говорить - креативен. Однако нуждается он лишь в том объеме знаний, который необходим для практической карьеры. Исчезает феномен "широкого знания", "знания для себя", как и исчезает феномен "чтения для души".

В беседе с одним социологом прошлым летом я выяснил весьма любопытное обстоятельство. Он изучал круг чтения в некоторых коммерческих московских институтах. Оказалось, что "Ревизора" Н.В. Гоголя больше всего читают студенты, обучающиеся по специальности "Государственное и муниципальное управление". Понятно, что в коммерческих вузах нет или почти нет филологических факультетов. Не в этом суть: Гоголя нынче читают как некое учебное пособие по русской административной ментальности, учебник по образу жизни в провинции. Классика странным образом оказалась весьма актуальной. Нынешний прагматизм молодежи находит неожиданный выход и воплощение.

Наконец, третий момент. Вуз - учреждение институциональное. Для его формирования нужно время. Всегда, помимо внешних формальных показателей, таких как число докторов и кандидатов наук, обеспеченность авторской учебно-методической литературой, количество научных трудов и т.д., существует некая аура, традиция, особый дух учебного заведения - то, что собственно и называют Alma Mater. Помимо настоящего, вуз имеет свое прошлое и находится от него в зависимости. Институт, университет живет в доброй памяти выпускников как пристанище лучших лет жизни - полной надежд юности.

Возникает закономерный вопрос: правильно ли мы фундируем процессы, происходящие в системе высшего образования в стране и в регионе? Какая парадигма определяет сегодня данный процесс: деградация или системное видоизменение?
Говоря о Северном Международном университете, хотелось бы отметить, что он был и остается ведущим вузом региона. За годы реформ, которые для некоторых учреждений оказались годами запустения и развала, он вырос, окреп, приобрел статус Международного. Он борется с исчезновением традиции, и данный факт неоспорим. Северный Международный университет способен выйти на новую орбиту. В статусе Международного вуз приобрел необходимый опыт, и хотелось бы, чтобы он на полном основании вошел в Ассоциацию европейских вузов наряду с Оксфордом, Лейденским, Боннским, Сорбонной, Болонским и Женевским университетами. И, безусловно, в родном регионе выдерживал баланс трудовых ресурсов по образованию и специальности. Высшее образование здесь, на Крайнем Северо-Востоке страны, непременно должно быть адекватным потребностям экономики.

 Есть два классических индикатора, которые приняты во всем мире, - степень профессионального трудоустройства выпускников и средний доход, который они получают в первые пять лет. Для этого требуется, чтобы выпускники работали по специальности, а главный вуз территории вносил достойную лепту в реализацию региональной программы "Кадры", участвовал в разработке и воплощении стратегии развития не только колымской столицы, Магаданской области, но и всего Дальнего Востока.


Вернуться назад