Главная > Образование. Наука > МАЛАЯ АКАДЕМИЯ: знания и творчество

МАЛАЯ АКАДЕМИЯ: знания и творчество


23-02-2012, 10:21. Разместил: redaktor
«… не отдельные белые пятнышки – огромный океан
неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем
больше загадок задает нам природа».
Академик В.А. Обручев.
«… ребенка обучишь – дашь миру человека».
В. Гюго.
В гимназии № 24 состоялась ХIX конференция малой академии гимназических наук и искусства. Составной ее частью перед началом работы секций являлась «лавка знаний». Любой из учащихся гимназии по желанию отвечал на вопросы, относящиеся к темам науки и искусства. Гимназисты это делали с охотой, с задором, советуясь друг с другом. В зачет шли положительные ответы и по ним сами учащиеся определяли лидеров.
По окончании работы «лавки знаний» все прошли в актовый зал. Участников конференции, ее гостей, педагогов и учеников приветствовала директор гимназии Татьяна Ильяшенко. Она выразила благодарность всем участникам конференции, социальным партнерам гимназии, ее попечительскому совету.
С приветственным словом к собравшимся обратился ректор Магаданского экономического института Олег Дудник.
Он сказал, что сегодня выстраиваются новые механизмы взаимодействия науки и школы, отметил важность этой работы. Затем были оглашены имена участников жюри. В него входили: научные работники СВКНИИ РАН РФ, преподаватели СВГУ и МИЭ С.-Петербургской Академии управления и экономики, представитель краеведческого музея.
Началась работа секций: культурологии, лингвистики (иностранный язык), истории и краеведения, обществознания, лингвистики (русистики), математики и информатики, естественных наук, физики, литературоведения.
ОТ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ДО КОЛЫМЫ
Выступление на секции истории и краеведения Федора Севастьянова было названо одним из лучших. Тема, с которой он ознакомил слушателей, была посвящена одному из трагических этапов Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда. О тех героических днях города он узнавал из документальных изданий, посвященных блокаде. Слушал воспоминания очевидцев, разыскивал блокадников через магаданский военный комиссариат.
Из документов известно, что в наступлении на Ленинград участвовали германские войска, армия белофиннов, «Голубая дивизия» из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Бельгии, Норвегии.
ПО замыслу Гитлера Ленинград подлежал полному уничтожению.
Федор рассказал о том, как сражался Ленинград, как почти 900 блокадных дней подвергался бомбардировкам и артиллерийскому обстрелу, о том, как вывозили из осажденного города по замерзшей Ладоге детей, как автомобили с детьми, попадая под немецкие бомбы, уходили под лед.
Поведал Федор и о том, что ему рассказала о тех днях пережившая блокаду и эвакуированная на самолете из Ленинграда Алевтина Сергеевна Соловьева.
Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных дат России» от 13 марта 1995 года 27 января установлен как День воинской славы России – День снятия блокады города Ленинграда (1944 год). Руководитель Ф. Севастьянова педагог гимназии И.Н. Аврамова.
***
«Пойменные экосистемы реки Колымы: состояние и пути сохранения» тема доклада ученика десятого класса Антона Тишина (научный руководитель кандидат г-м наук Н.В. Ухов), секция естественных наук.
В своей работе А. Тишин говорил о тех изменениях, которые произошли в пойме реки Колымы в результате строительства плотин Колымской и Усть-Среднеканской ГЭС. А изменения эти таковы – уровень воды в пойме реки понизился. А это, по мнению автора, должно привести к уменьшению ширины поймы р. Колымы ниже плотины ГЭС и отмиранию действующих проток.
Изменение уровня воды ведет к нарушению температуры и влажности, что в свою очередь сказывается на растительности. А именно это способствует отмиранию деревьев различного возраста.
Автор указывает на то, что после пуска ГЭС в протоках стали формироваться различные ландшафты. В период паводков образуются неглубокие водоемы (старицы), которые в летнюю межень пересыхают. Часть проток стала заболачиваться с развитием болотной растительности. Автор указал на ряд других изменений и предложил отслеживать то, как происходят эти перемены, и предложил в период половодий регулировать плотинами ГЭС расход воды, поддерживая ее уровень ближе к естественному.
Антон Тишин сообщил, что данной темой он заинтересовался по рассказам отца. Семья в свое время проживала в поселке Дебин, что расположен рядом с рекой Колымой. «Мне стало интересно, как пуск Колымской ГЭС может сказаться на окружающей среде».
Свое участие в работе малой академии Антон считает для себя полезным. Он говорит: «Во время учебы в институте опыт участия в малой академии, в ее конференциях поможет моей работе над дипломом, поможет получить ту профессию, что я желаю. Академия расширяет горизонты знаний».
СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ И МАТЕМАТИКА
В секцими культурологии членами жюри лучшим был признан доклад ученицы шестого класса Милитты Колесниковой (рук. У.А. Капитанова). Тема доклада – «Святые источники».
Цель своей работы ученица обозначила так: «Определить почему у святых источников так часто происходят чудесные исцеления».
Милитта сообщила о том, как и где могут появляться святые источники. В частности, рассказала о том, что исцеляющие источники возникают на месте молитвы того или иного святого. Так один из источников забил там, где преподобный Сергий Радонежский ударил посохом о землю.
Источник может забить на месте обнаружения той или иной чудотворной иконы.
Обращаясь к истории, Милитта сообщила, что упоминание о святой воде уже встречается в Ветхом завете. «Пойди и омойся в Иордане, и твое тело исцелится, и ты сам очистишься».
Гимназистка привела примеры того, как в научных лабораториях проводились исследования воды из святых источников. При этом было обнаружено, что приборы показывают особое свойство воды, благотворно воздействующее на организм человека. В докладе были приведены примеры исцеления водой из святых источников. Рассказывалось, как надо погружаться в воду святых источников.
Вывод докладчика – исцеление возможно, если человек искренне верит в Бога.
Интересно и четко на секции культурологии также прозвучал доклад ученицы четвертого класса Екатерины Костюковой на тему «Православная традиция росписи «писанок» к празднику Пасхи» (рук. Е.С. Сущих).
Ученица рассказала о том, какие предметы необходимы для того, чтобы расписать яйцо. Была названа белая восковая свеча, китица (конусообразная трубочка из алюминия), другие принадлежности. Екатерина описала технологию росписи и те символы «писанки», которые наносятся на яйцо.
Символы: Рыба – символ Христа. «Рыба – как Иисус Христос, Сын Божий спаситель. По этому знаку в ранние христианские времена узнавали христиан.
Крест – говорит о величайшем даре Иисуса Христа человечеству, Его распятие и Воскресение.
Солнце – наиболее старинный символ.
Животное – символ процветания и богатства.
Во время выступления Екатерины на интерактивной доске поочередно появлялись и другие «писанки», что наносятся на пасхальные яйца.
Чем старше ученик, тем значительней у него тема. А это, в свою очередь, требует умения находить точные углы для рассмотрения предмета своего исследования. Выбранная тема и методы ее осмысления обнаруживают то, на каком духовном, умственном и образовательном уровне находится молодой исследователь.
***
Секция литературоведения. Тема выступления ученицы десятого класса Татьяны Поповой (рук. Г.А. Склейнис) «Святочные рассказы Чехова: особенности и эволюция».
Попова цитирует один из постулатов, которым руководствовался в своем творчестве Антон Павлович Чехов: «Мое дело правильно поставить вопрос».
Далее докладчик говорит: чтобы правильно поставить вопрос, нужно иметь свою точку зрения, свою эстетическую и нравственную позицию.
Татьяна обратила внимание аудитории на то, что рассказы Чехова, написанные в жанре святочных, мало изучены.
Цель своей работы десятиклассница определила как исследование эволюции святочного или рождественского рассказа в творчестве А.П.Чехова.
(Окончание на стр. 34).
(Окончание, нач. на стр. 33).
Т. Попова указала на те признаки, которые позволяют отнести рассказ к святочным. Вот они:
1. Действие происходит в святки.
2. В рассказе происходи чудо, мотивированное христиански.
3. Особое настроение рассказа – светлое, праздничное, построенное на ожидании чуда.
Объектом исследования взяты рассказы «Ночь на кладбище», «Святою ночью», «Ванька», «Студент».
Переходя от рассказа к рассказу, Т. Попова выявляет в рассказах А.П. Чехова то, что указывает на их отношение к святочной теме.
По мнению Т. Поповой рассказ А.П. Чехова «Студент» вобрал в себя все признаки святочного рассказа.
***
Одиннадцать докладов было представлено на секции математики. Назовем несколько из них «Построение поверхностей второго порядка с помощью электронных таблиц». Выступил Вячеслав Турилин, десятый класс (рук. И.В. Загребельная).
«Создание языков программирования на примере написания интерпретатора или компилятора». Докладчик ученик десятого класса Александр Ожгибесов (рук. И.А. Желтова). С применением векторов в решении задач по математике и физике знакомил аудиторию учащийся девятого класса Владислав Струк (рук. Е.В. Малакаускене).
Учащийся восьмого класса Владислав Овсянников (рук. В.И. Меркулова) выступил с докладом «Удивительные соотношения в равностороннем треугольнике».
Касаясь разнообразных свойств равностороннего треугольника, В. Овсянников говорит: «Равносторонние треугольники мы видим и в переплетениях стержней, образующих строительные конструкции, – такие формы являются наиболее прочными среди конструкций с заданным расходным материалом».
«ВЛАДЕЮ АНГЛИЙСКИМ, ИЗУЧАЮ ЯПОНСКИЙ»
«Сравнительный анализ административного права в системе развития русского и французского общества» тема выступления ученицы десятого класса Виктории Исаевой (рук. И.Н. Аврамова).
«Политическая сфера общества – это сфера деятельности, связанная с завоеванием общества, удержанием и использованием государственной власти. Именно в этой сфере решаются проблемы общества. Каждый день мы совершаем множество поступков, имеющих юридическое значение. Происходит это потому, что в обществе человек подчиняет свое поведение определенным правилам. А совокупность этих правил образуют отрасли права: конституционное право, уголовное право, административное право, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право, гражданское право, трудовое право, семейное право».
Далее Виктория рассказала о государственных структурах государственной власти России и Франции, четко разбив ветви власти по иерархической структуре. Ею также была освещена законодательная власть России и Франции.
Виктория Исаева провела анкетирование среди молодых людей на тему «Знаете ли вы, что такое административное право?». Из 88 человек утвердительно ответили 27, мало знают – 17, нет – 44.
Далее шел вопрос: «Знаете ли вы что-нибудь об административном праве России?» Да – 5 человек, нет – 78, мало знаем – 5 человек.
Исаева пояснила, почему она выбрала именно данную тему. «Вопрос этот на сегодняшний день довольно актуален. Многие молодые люди сейчас не знают даже административного права своей страны. Считаю, что общество должно уделять больше внимания на то, чтобы люди были осведомлены в области права».
На секции обществознания были заслушаны доклады: «Анализ качества некоторых непродовольственных товаров в торговых точках города Магадана», автор – Дарья Мартела, 10 класс (рук. И.Н. Аврамова), «Может ли агрессия принести пользу ребенку?», автор Екатерина Осечкина, 5 класс (рук. И.Н. Аврамова).
Всего на данной секции было зачитано шесть докладов.
Секция естественных наук. С интересом, впрочем, как и все выступления, был воспринят доклад гимназиста Игоря Селезнева «Яйцо как объект познания» (рук. О.М. Селезнева).
Гимназист рассказал о строении яиц, химическом составе куриного яйца, рассмотрел особенности строения скорлупы. Он обратил внимание аудитории на то, что яйцо филина почти сферическое, а у тонкоклювой кайры – ближе к конусу. Гимназист описал строение куриного яйца и сообщил о том, что снаружи скорлупа покрыта надскорлуповой оболочкой, которая пропускает через поры газы и воду, но задерживает микроорганизмы. В 1 см2 скорлупы в среднем 130 пор. Через них эмбрион дышит: протирание или мытье яиц приводит к их быстрой порче.
Аудитория узнала, что кальция в организме курицы 25 миллиграммов, а в скорлупе 2 грамма… Оказывается источником кальция служит вторичная скелетная система птицы (множество тонких осколков костей). Когда образуется скорлупа, эти косточки рассасываются. У петухов такие косточки не формируются.
Игорь Селезнев, рассказывая о химическом составе яйца, тут же перед аудиторией проводил опыты с яйцом, причем делал он это с подкупающей легкостью контакта с аудиторией.
О своем участии в малой академии Игорь Селезнев говорит: «Почти каждый год участвую в конференции. Считаю, что это научит меня быть более самостоятельным, научит работать с книгами, Интернетом. Владею английским языком, изучаю японский язык».
«УЧАЩИЕСЯ ПРИОБРЕТАЮТ БЕСЦЕННЫЙ КАПИТАЛ»
Говоря о взаимоотношениях ученых и преподавателей вузов с гимназией, ее директор кандидат педагогических наук Татьяна Ильяшенко определяет их так:
— Научно-исследовательские навыки, которые получают учащиеся в период прохождения конференции и подготовки к ней, помогают школьникам в дальнейшем при учебе в вузах. Учащиеся приобретают бесценный капитал в виде знаний и опыта работы высшей школы.
Более тридцати ученых сотрудничают с нашей гимназией, взаимодействуют вузы. Ученые работают с детьми с интересом, с удовольствием. Сотрудничество учителей гимназии с преподавателями высшей школы, докторами, кандидатами наук способствует повышению квалификации преподавателей гимназии. Такое сотрудничество, по мнению ученых и преподавателей вузов, просто необходимо.
***
Всего на конференции было заслушано семьдесят четыре доклада. По окончании ее в актовом зале гимназии были подведены итоги. Каждый из участников был отмечен благодарностью. Здесь же во время награждения гимназистов кандидат педагогических наук, декан факультета менеджмента, экономики и сервиса МИЭ СПб Ольга Пастюк сообщила, что выпускник гимназии, а ныне студент 5 курса МИЭ Данил Клюкач на Всероссийском конкурсе молодых журналистов «Невское перо-2012» в номинации «Будущая профессия – взгляд изнутри» занял первое место.
Что характерно для работы малой академии в гимназии № 24? Это хорошая организация проведения конференции, высокая компетентность жюри и его активность во время работы секции, а также инициативность учащихся гимназии, их подготовленность, за которой видится большой труд учителей.
О. МИХАЙЛОВ

Вернуться назад