Главная > Образование. Наука > Школа для ребенка – это новый мир

Школа для ребенка – это новый мир


2-08-2007, 09:35. Разместил: redaktor
Как подготовить ребенка к учебе. «Лучшее средство быть любимым детьми – самому любить их… Правила нравственности должны быть сообщены детям более фактами, чем словами. Старайтесь, чтобы ваша собственная нравственность была без упрека, ибо все действия ваши должны служить примером для питомцев…»
А. Ф. Афтонасьев, детский писатель 40-х годов XIX века.

Как успешно подготовить ребенка к школе? Этому вопросу было посвящено последнее перед летом занятие Родительского университета при Областной детской библиотеке.
Занятие вели директор ОДБ, психолог Тамара Панова, кандидат педагогических наук, доцент СМУ Татьяна Баринова, проректор ИПК ПК, кандидат психологических наук Виктория Каранова, врач-педиатр Татьяна Денега, учитель гимназии № 13 Наталья Хасьянова.

Занятие, как уже определила практика, велось, в основном, в форме диалога: вопросы родителей – расширенные ответы специалистов.

С шести лет или с семи?
Не рано ли начинаются уроки в школе?..
Т. Баринова: «Оптимальный вариант начала уроков – не ранее девяти часов утра, как это делается в Северном гуманитарном лицее. Но дело в том, что в других школах есть еще вторая смена. То есть 8 утра – это неизбежный вариант в школах-двусменках».
Н. Хасьянова: «По этой причине на первом уроке дети слабо включаются в учебный процесс. Им трудно адаптироваться. Но в этот час им ставят такие уроки, которые не требуют особого напряжения».
В котором часу осуществляется питание детей?
Н. Хасьянова: «Практически во всех школах питаются после первого урока. Везде организовано горячее питание. Не просто там перекусывать что-то, а обязательно – каша, как в детском садике. Дети садятся за стол и кушают. Не бывает такого, чтобы ребенок ничего не выпил и не съел. Утром все свежее, горячее».

В каком возрасте лучше отдавать детей в школу?
В. Каранова: «В законе об образовании сказано, что ребенок может пойти в школу в 6 лет. Но если вы считаете, что ребенок не готов к школе, ваше право настоять, чтобы он не пошел. Это зависит от вашего ребенка. Здесь еще должна сработать ваша материнская интуиция. Ребенок говорит: «Я готов к школе. Я умею считать…» Мы понимаем, что это субъективная готовность. Для ребенка очень важно не уметь читать, писать, считать, а то, что мы называем общим развитием. Умеет ли он делать волевое усилие. Сможет ли он, войдя в незнакомую обстановку, не потеряться, а создать себе свой «островок». Может ли пойти на контакт не только с детьми, но и взрослыми. Это все то, что будет определять его позицию в школе. Важный момент – насколько ребенок готов выполнять поручения…
Но вы должны послушать и специалистов, потому что еще год побыть в дошкольном учреждении – это душевное спокойствие. А душевное спокойствие очень трудно восстанавливать.
При поступлении в школу для ребенка важны такие качества, как общение, усидчивость, умение поухаживать за собой».

Н. Хасьянова: «Если весь класс идет с 6 лет, то можно посылать ребенка в такой класс. Если класс с 7 лет, то и значит, что надо вести в него ребенка с 7 лет.
Суть этого требования такова: шестилетний ребенок с семилетками будет себя чувствовать некомфортно, в этом возрасте разница даже в полгода - очень много.
При подготовке к школе и на первых порах обучения родителям нужно следить за тем, чтобы дети учились правильно держать ручку, карандаш. Пока они маленькие, у них косточки маленькие, они держат предмет, как им удобно. Привыкают, а потом, вырастая, и отвыкнуть не могут. Не обрекайте ребенка на некрасивое письмо. Скорость с каждым годом увеличивается. Уже в 4 классе ребенок может не успевать за остальными».

Сколько учебников носят первоклассники с собой в школу?
Н. Хасьянова: «Сейчас это очень четко определено: у ребенка в первом классе 4 урока и 3 учебника – это самое большее».

Т. Баринова: «Подготовка к школе включает в себя уверенность, самостоятельность, умение воспринять учебную задачу. Это значит: «Я понимаю, что мне задали. Я понимаю, как я должна выполнять. Я достигаю какого-то результата».

Родители должны обращать внимание на обязательное соблюдение ребенком режима. Что такое режим? Это подача ребенку сигналов, маячков, ориентируясь на которые строится его движение. Это придает ему уверенность.

Важная деталь – «поручения», то есть выполнение по дому той или иной задачи, касающейся членов семьи. Вопрос этот возник при анкетировании первоклассников студентами СМУ.
Из ответов на вопрос «Что вы делаете дома?», выяснилось, что действия ребят направлены только на обслуживание самих себя. Это хорошо. Но должны быть еще и поручения по обслуживанию членов семьи, хотя бы папы и мамы».

Как быть в случаях, когда есть опасение, что детей в школе могут обидеть другие дети?
Т. Панова: «Учителя на переменах стоят и смотрят, как дети «переменят» – бегают, играют, то есть контролируют детей. Практический совет: определите детей в спортивные секции, в частности, на плавание. Спорт развивает физически, формирует уверенность в себе, волевые качества, коллективизм».
Оздоравливайте детей

Т. Денега: «Подготовка к школе идет… еще до рождения ребенка. Кто глубоко задумывался о том, насколько здоров его ребенок? Согласно приказу министерства, мы начинаем обследовать детей за год до поступления в школу.

Мое мнение – ребенок, проходящий осмотр, обязательно должен быть на нем вместе с родителем, потому что воспитатели детсада не расскажут о нем так, как его мама. Что такое старт перед школой? На ребенка ложится большая нагрузка. Его нужно подготовить.

Вот цифры Института гигиены: если в семидесятых годах в 6-7-летнем возрасте неподготовленных к школе детей насчитывалось 14,7%, то уже в восьмидесятых годах – 25,5%, а в девяностых 41,7% детей функционально неподготовлены к школе с 7-летнего возраста, причем мальчики впереди…
Для первоклассника обязателен дневной сон. Одному может быть достаточно 30 минут, а другому необходимо полтора часа. Отдых необходим для продуктивного выполнения домашнего задания».
Интересуйтесь моральным климатом школ Т. Денега: «Известный отечественный психолог Л. Выготский так характеризовал семилетнего ребенка: «В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т. е. у него возникает осмысленная ориентация в собственных переживаниях… Весь характер переживаний ребенка перестраивается…»
Это так называемый переходный период или как его обозначают «кризис семи лет».

Приходя в первый класс, ребенок адаптируется к школе. Период этот у детей длится по разному, от 10-18 дней до 1-3 месяцев. В это время происходят изменения в эмоциональной сфере – растет внутренняя напряженность, повышена тревожность, снижается самооценка и т. д.

Очень важно, к какому педагогу определится на учебу ребенок, каким умением обладает учитель. Здесь должны быть и способность учителя анализировать информацию с точки зрения выбора способа ее усвоения, и знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, и умение определить цели и задачи урока, выбор способа подачи материала и многое, многое другое, включая и отношение к детям. А типы отношений бывают весьма различны и включают в себя пять основных категорий.

Школа – это для ребенка новый мир.

При определении первоклассника в ту или иную школу родителям важно поинтересоваться царящим в ней нравственным климатом. Та «успешность в жизни», которая ныне декларируется, часто дает гнилые плоды. Должна быть «нравственная успешность в жизни». К сожалению, телепередача «Как стать миллионером», ориентирующая людей на «золотого тельца», уводит от верных нравственных ориентиров. Как точно подмечено, не ребенок идет в школу, а школа вторгается в его детский мир со своими нравами, уставами, царящей там атмосферой. Следовательно, надо думать, не разрушит ли она те нравственные устои, которые приобрел ваш ребенок дома с вами, в семье».
Вопрос о сотовых телефонах имеет нравственный аспект

Как быть с сотовыми телефонами?

Т. Денега: «Хорошо, если родители объяснили ребенку, что это телефон для связи и научили отключать его во время урока. С содроганием смотрю, когда идут дети и взрослые и висит у них сотовый телефон на мечевидном отростке, где идет кроветворение. Становится страшно. Электромагнитные волны и мечевидный отросток, где идет кроветворение!

Сегодня есть публикации о том, что сотовые телефоны, находящиеся постоянно возле уха, вызывают негативные изменения в мозгу.

Да, знакомый врач рассказала мне о мальчике из семьи среднего достатка, который учился в престижной школе. У него был обычный сотовый телефон. Так его девчонки подняли на смех, и ребенок в школу не хотел ходить оттого, что он у него «ненавороченный». Матери пришлось обратиться за помощью к невропатологу».

Записал Олег Михайлов.
Вернуться назад