Главная > История. Память > Колымская трасса. К 75-летию начала строительства

Колымская трасса. К 75-летию начала строительства


2-08-2007, 09:34. Разместил: redaktor
Строительство знаменитой Колымской автомагистрали началось в 1932 г. с центральной улицы города Магадана – Колымского шоссе, а закончилось в 1952 г., связав Магадан и Усть-Неру (Якутия) трассой протяженностью 1 042 километра. В постановлениях ЦК ВКП(б) и Совета Труда и Обороны СССР настоятельно и особо указывалось на необходимость форсирования строительства дороги от бухты Нагаева к местам добычи золота. Поэтому Дальстрой наряду с разведкой недр, организацией приисков и добычей драгоценного металла сосредоточил внимание и на строительстве автодороги – будущей знаменитой Колымской трассы – в районы горных управлений. Началось все в июле 1932 г. со строительства первой на Колыме шоссейной дороги между бухтой Нагаева и Магаданом. 20 августа 1932 г. по первому двухкилометровому участку прошли первые машины. Было организовано регулярное автобусное сообщение. Строительство трассы шло очень интенсивно, ибо находилось под неослабным контролем Э. П. Берзина. Специальным приказом он обязал начальника Капдорстроя В. Мордухай-Болтовского обеспечить не только подготовку к форсированию ее строительства в летний сезон 1933 г., но и максимально использовать зимник для перевозки грузов на прииски. Строить дорогу приходилось в различных инженерно-геологических условиях, в зависимости от которых применялись и различные приемы, обеспечивающие устойчивость полотна дороги. При изысканиях трассы начальники полевых партий стремились обеспечить кратчайшее расстояние и, тем не менее, максимально приблизить ее к карьерам грунтов для отсыпки полотна. Последнее привело к тому, что все нынешние автодороги Магаданской области как правило проходят, следуя рельефу местности. Поэтому-то знаменитая Колымская трасса вплоть до г. Сусумана имеет большой процент криволинейных участков. Ударным стал сезон 1933 г.

Специальным приказом Э. П. Берзин определил для управления «Капдорстрой» конкретные сроки сдачи в эксплуатацию отдельных участков дороги. К ноябрю 1933 г. строительство 200 километров дороги облегченного типа было в основном закончено. Осмотрев трассу, Э. П. Берзин подписал новый приказ. В нем он объявил благодарности с занесением в личное дело и премировал 46 работников «ружьями», часами, деньгами». К началу 1941 г. дорога была построена до поселка Сусуман (650 км).

Война замедлила темпы строительства дороги, однако в 1943 г. на Индигирке были обнаружены крупные месторождения золота, а так как Колымская трасса прилегала к этим районам, то решено было продолжить ее строительство, изменив только направление. Для 1943-1945 гг. наиболее характерной чертой является строительство автозимников в тех районах, где должна была проходить Колымская трасса: Дальстрой не имел достаточных средств для строительства капитальной дороги, и поэтому строились дороги, которые работали только зимой. Тяжелым испытанием для новых дорог явилось движение по ним грузовых автомобилей «Даймонд», вес которых с грузом составлял около 60 тонн. Эти автомобили разбивали дорожное полотно, разрушали мосты, построенные через колымские реки. Только в мае 1948 г., когда заместителем начальника Дальстроя был назначен генерал-майор И. Г. Петренко, движение «Даймондов» по автотрассе прекратилось. С 1949 г. основные средства шли на строительство капитальной дороги. В 1952 г. строительство Колымской трассы было закончено в поселке Усть-Нера в Якутии. Колымская трасса сыграла значительную роль в развитии края: именно она дала толчок к более быстрому его освоению; в связи с ее постройкой были сокращены сроки ввода в действие приисков; благодаря завезенному по трассе горному оборудованию была увеличена золотодобыча; строительство трассы обогатило дорожников опытом строительства дорог на вечной мерзлоте. И конечно же, нельзя забывать о тысячах заключенных, труду, а зачастую и жизням которых эта «самая длинная улица в мире» во многом обязана своим рождением.

(Календарь дат и событий
обл. библ. им. А. С. Пушкина).
Вернуться назад