Главная > Образование. Наука > Какие у нас будут дети

Какие у нас будут дети


14-12-2006, 13:42. Разместил: redaktor

alt"Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства, приготовить из своих детей полезных для общества граждан; одно из священных прав человека, рождающегося в мире, - право на правильное и доброе воспитание".
Константин Дмитриевич Ушинский
(1824-1870 гг.), великий русский педагог.

Как вырастить ребенка физически здоровым, нравственно чистым, интеллектуально развитым? Этим вопросом задаются многие родители.
Где найти ответ на те ситуации, когда ребенок своим поведением озадачивает близких? Как определить то направление в воспитании ребенка, по которому изначально можно двигаться с наименьшим количеством ошибок?
При Магаданской областной детской библиотеке начались открытые занятия Родительского университета. Они призваны ответить на вопросы, волнующие родителей в части воспитания своих чад… Учениками выступали мамы, папы и даже бабушки. Посещать университет могут все желающие, без всяких условий.

Состоялось первое занятие. Оно прошло в читальном зале, при активном участии пап и мам.
"Уроки" проводили кандидат педагогических наук доцент Северного Международного Университета  Татьяна Баринова и педиатр Татьяна Денега. Читальный зал был полон.

Накануне первого занятия сотрудники библиотеки поинтересовались у родителей, какие вопросы в деле воспитания и здоровья детей они хотели бы задать специалистам.

Вот некоторые из них.
Можно ли применять физическое наказание? Как научить ребенка пользоваться карманными деньгами и с какого возраста? Следует  ли приучать чадо к деньгам? Как заинтересовать ребенка читать в наш компьютерный век? У ребенка из носа часто течет кровь - что может служить причиной? Как помочь преодолеть детские страхи?..

Вопросов много. Их всегда будет с избытком, потому что времена меняются, а вместе с ними меняется общественная формация, в которой растут дети. Общение с родителями  запланировано в  форме беседы.

Т. Баринова обращается к мамам: "Ребенок бросил играть, тут же подбежал к вам, прижался. Почему?.. Ответ - он нуждается в эмоциональной подпитке. В чем она заключается с вашей стороны? Вы погладили ребенка, поцеловали, сказали: "Я тебя люблю". Получив добавочную подпитку, ребенок побежал обратно играть.
"Я тебя люблю", - эти три слова ребенок должен обязательно получать в течение дня. Вот когда ему этого не говорят - у него появляется чувство неуверенности.

Вопросы возникают от того, как ребенок осваивает эту уверенность в семье, помогает ли она ему строить нормальные взаимоотношения. Но как бы семья ни влияла на ребенка, окружающая действительность воздействует на него тоже. Он стихийно усваивает такие образцы поведения, которые в семье не видел".

Татьяна Михайловна Баринова развивает тему дальше.
Возьмем очередной вопрос родителей: сон ребенка. Как организовывать процедуру подготовки ко сну. И здесь однозначного ответа нет, ведь дети разные и по характеру, и по темпераменту, и по привычкам.

Бывает и такое, дитя может проснуться среди ночи. Но чтобы снова заснуть, - упрямо будет  требовать включить телевизор. Почему?..
Ребенок привык засыпать под работающий телевизор. То есть у него выработался рефлекс.
Телеманией заражены и взрослые. От них эта "зараза" передается детям.
Другой вариант. Чтобы заняться домашними делами, мать усаживает ребенка перед телевизором. И начинается вливание в голову ребенка разнообразной телевизионной чуши, от рекламы до страшилок. Так может длиться и час, и два, и более. Происходит так называемая телепередозировка.

Бессознательно все это откладывается в голове крохи. Суть и степень деформации психики определению подлежат не сразу. Это могут быть страхи, рекламная навязчивость, и, как уже было сказано, привыкание засыпать под телевизор, другие аномалии…
Продолжительным и продуктивным получился разговор на темы "Дети и деньги", "Дети и чужие вещи".
В наше время, когда ежедневно по ЦТ демонстрируются всевозможные программы, усиленно стимулирующие жажду наживы, тема весьма актуальна.

"С детских лет должно быть "табу" на чужие вещи. Чужое брать "нельзя" - вот то главное в отношении и вещей, и денег, на чем акцентировала внимание родителей Т. Баринова.
"Иногда родители стимулируют школьную учебу или еще какое-либо занятие своего  ребенка рублем, - говорит Т. Баринова. - Опасность заключается в том, что ребенок отучается делать то, что обязан выполнять. Второе: бесцельная трата  денег развращает ребенка".
Тема "Деньги и человек" обширна. Как заметил один из корифеев отечественного киноматографа: "Человек без денег, как птица без крыльев".
Вопрос заключается в том, как вырастают эти крылья? И… куда и зачем лететь, имея эти самые денежные крылья? Все закладывается в раннем возрасте.

С негодованием в голосе Т. Баринова говорила о том, с чем приходится сталкиваться при посещении Магаданского роддома. Передняя. "Меня ужасает - там пройти нельзя. Стоят женщины с такими животами, курят. К ним подходят их мужья - курят с ними. Пьют пиво. Я говорю: "Какие у вас дети будут?" Отвечают: "Здоровые…" А потом все это будет влиять на ребенка. Даст неустойчивую нервную систему. Мы все передаем в наследство".

Картина, вызывающая неприятие - будущая мать с сигаретой во рту, вдыхающая никотин. Или вот такая сцена: летом в городском парке молодые матери с колясками под зелеными лиственницами смолят сигаретами.
В средневековых гравюрах черта нередко изображали выдыхающим густые клубы дыма. Не хотелось, чтобы на наших курящих мам проецировалось это сравнение.

В этой связи, необходимо сказать, что по последним данным научных исследований у курящей матери или отца, не то что их родной ребенок, а уже внук, правнук может получит генетические изменения не в лучшую сторону. Выводы ученых вполне однозначны.
Курить, вынашивая ребенка или кормя его грудью, это близко к кощунству над самой жизнью.
Т. Баринова коснулась и такой темы, как темперамент ребенка. "Мы не получаем по наследству тип нервной системы, то что мы называем темпераментом. У холериков, папы и мамы, может родиться ребенок флегматик. В каждом типе есть плюсы и минусы. Ужасно, когда мы начинаем ломать нервный тип. И тогда положительные качества темперамента пропадают, а отрицательные качества заостряются".
Развивая ту или иную тему, Т. Баринова иллюстрировала ее примерами, вспоминала случаи из своей педагогической практики. А практика эта включает и многолетнюю работу в детском саду в качестве воспитателя.

Татьяной Михайловной было отмечено, что программа воспитания детей, на которую сегодня опираются в России, имеет весьма высокий статус. По ней, к примеру, работают в Японии, Скандинавских странах, изучается она в других государствах.
К педиатру Татьяне Денега родители обращались с конкретными вопросами, касающимися здоровья детей. Вопросы разные. Мамы волновались, слушали, получали ясные разъяснения.

В конце занятия директор библиотеки Тамара Панова ознакомила родителей с подборками материала по воспитанию детей.
Комплектовка выполнена сотрудниками библиотеки. Материал разбит на темы, изложен в лаконичной форме, заключен по отдельным оформленным папкам. Любой из родителей может ознакомиться с содержанием подборок.
Какие родители посещают университет?.. Заинтересованные. Имеющие высокий образовательный статус. Те, кто способен купить нужную литературу или взять книги в библиотеке.

Проблема! Как дойти до родителей, которые понимают, что у них есть сложности в воспитании детей, но в силу инертности, низкого образовательного уровня - не в силах найти ответа на стоящие перед ними вопросы. А уж тем более те, кто не понимает, что у них есть проблемы с детьми или думают: "А у всех так".

Как помочь таким людям?
Вообще сегодня говорить о проблемах детей можно только в контексте их семей.
К примеру, разведенная мама выходит замуж вторично, в семье рождается еще один ребенок. Дитя от первого брака может ощутить эмоциональное отвержение, будет испытывать неприязнь по отношению к родившемуся брату или сестре. Причем родители могут быть уверены, что в семье все отлично - это их видение. Важно убедить ребенка от первого брака, что он также дорог семье. Нужно демонстрировать, как он необходим и близок семье. "Без тебя как без рук".
То есть, когда в семью приходит отчим и рождается еще один ребенок, - это не просто арифметика: было два человека, а стало четыре. Такие семьи претерпевают качественные изменения и хорошо, если у взрослых хватает знаний или природного такта решить все проблемы самостоятельно.

А если нет - нужна помощь опытного психолога. Причем работать он должен со всеми членами семьи.
И вот, что надо еще отметить. Организация и работа родительского университета - это одно из звеньев, на региональном уровне призванных содействовать стране в сбережении российского народа. Здоровье ребенка физическое и нравственное - это и есть сбережение нации.

Олег МИХАЙЛОВ.


Вернуться назад