Главная > Образование. Наука > РАСКРЫТЬ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА

РАСКРЫТЬ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА


9-06-2011, 08:36. Разместил: redaktor
НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
«Дети – это счастье,
созданное вашим трудом».
В. Сухомлинский.
В ДДЮТ не так давно прошло расширенное мероприятие, посвященное взаимодействию школьных образовательных учреждений города с учреждениями дополнительного образования, организациями, работающими с детьми. Мероприятие называлось «План презентации учреждений социально-образовательной среды и воспитательного пространства г. Магадана для реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения начального общего образования в части выполнения программ внеурочной воспитательной деятельности».
Организаторами данного мероприятия выступили управление образования мэрии г. Магадана, его городской методический кабинет.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Открыла презентацию заместитель руководителя управления образования Елена Кутилова.
Она сообщила, что вместе с образовательными учреждениями в зале находятся приглашенные представители учреждений культуры, библиотечной системы, городского комитета по физической культуре и спорту, других учреждений.
Определяя главный вектор мероприятия, Елена Алексеевна сказала, что «основная цель образовательных стандартов – развитие личности ребенка», что в этом плане придается особое значение учреждениям дополнительного образования. «Возрастает роль педагогов дополнительного образования, и мы надеемся на то, что сотрудничество между образовательными учреждениями и организациями дополнительного образования будет только крепнуть».
Конкретизируя, Е. Кутилова определила задачу, стоящую перед аудиторией, «чтобы быть проводниками между школой и родителями, чтобы родители имели ту информацию, которую вы получите в рамках работы на сегодняшнем мероприятии».
С докладом об организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) выступила заместитель директора гимназии № 24 Елена Кураченко. Она сообщила о формах внеурочной деятельности гимназии. Это кружки, факультативы, научные конференции и другие мероприятия. Обозначила различия между стандартами первого образовательного поколения и второго, рассказала, как будет реализовываться деятельность детей, согласно критериям поколения второго образовательного стандарта.
Докладчик сообщила о заинтересованности школы в решении задач по внеурочной деятельности. «Для реализации в школе доступны такие виды внеурочной деятельности: познавательная, игровая, досуговоспитательная, досуговое общение, трудовая, туристско-краеведческая деятельность, спортивно-оздоровительная, художественное творчество».
Деятельность эта будет осуществляться по желанию учащихся. Программы разрабатываются для 1, 2, 3 и 4 классов отдельно.
Докладчик указала на причины, ограничивающие работу с детьми во внеурочное время. Среди них: отсутствие достаточного финансирования, отсутствие свободных площадей, двухсменный режим работы, низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки, отсутствие или недостаток в школе специалистов и социальных педагогов, дефицит методически-учебных пособий, недостаточная методическая подготовка педагогов.
О системе воспитательной работы ВСТК «Подвиг» аудиторию проинформировала начальник пресс-центра ВСТК Анна Козлова.
Она сообщила, что в соответствии с нормативными документами, военно-патриотическое воспитание возложено на определенные структуры местного самоуправления, органы исполнительной власти совместно с министерством обороны РФ.
«Вы заметили, что за последнее время мальчики не хотят идти в армию. А если не будет армии, не будет государства».
А. Козлова проинформировала, что «за последние 20 лет число годных к военной службе людей сократилось на треть. Более чем у сорока процентов призывников уровень физического развития не соответствует требованиям».
Анна Борисовна высказала убеждение, что «необходимо создавать современную систему допризыва молодежи и что для этого нужны комплексные многоплановые решения».
Касаясь работы ВСТК «Подвиг», начальник пресс-центра сообщила, что всё в клубе «направлено на патриотическо-нравственное воспитание детей», что курсанты овладевают прыжками с парашютом, мототехникой, что «допризывная подготовка максимально приближена к армейской, что после призыва в армию курсанты быстро растут по службе и становятся младшими командирами». «Подвиг» поддерживает связь с ДВО. Военные для перевозки курсантов к месту сбора предоставляют самолеты. Каждый подготовленный курсант стреляет из автомата Калашникова, снайперской винтовки Горбунова и независимо от возраста может управлять БМП.
Мы стараемся привить мальчишкам ответственность в семьях, ответственность за свои решения, ответственность за свои поступки».
Выступающая сообщила, что курсанты посещают музеи, бывают в театрах. За рубежом знакомятся с тем, как живут люди, с их культурой, обычаями.
Анна Борисовна говорит: «2/3 курсантов из неполных семей. Их воспитывают мамы. Наш «Подвиг» то место, где мальчишки могут почувствовать себя мужчинами».
Скажем – они здесь становятся мужчинами. «Подвиг» учит быть ими. Он формирует мужской характер вне зависимости, полная семья или неполная. Курсанты «Подвига» становятся армейскими офицерами, служат в УВД, силовых структурах, в МЧС.
«РАСКРЫТЬ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА»
В своем выступлении заместитель директора детской художественной школы Ольга Баландович назвала организации и творческие коллективы управления культуры мэрии Магадана, что работают в городе. Это и кинотеатр «Горняк», городской парк, централизованная библиотечная система, дома культуры, оркестр русских народных инструментов «Метелица» и многие другие коллективы и учреждения.
«В нашем городе очень много делается для того, чтобы культурная жизнь стала интересней, разнообразней, насыщенней», – говорит докладчик. Тема ее выступления «Воспитание искусством».
«Человек есть продукт той культурной среды, в которой он вырос, включая семейное воспитание, национально-религиозное сознание».
Углубляя тему, Ольга Анатольевна обратилась непосредственно к вопросу начального образования. «В своей деятельности школы искусств изначально опираются на интерес ребенка, раскрывая его способности… Занятия художественной деятельностью развивают чувство композиции, гармонии, равновесия, способность воспринимать природу. Учат фиксировать свои впечатления в творческих работах.
Изучение музыки облагораживает, воспитывает волю и дисциплину. Пение позволяет осознать красоту и неповторимость собственного голоса…»
Докладчик обратил внимание на то, что для развития личности ребенок должен посещать культурные мероприятия, музеи, участвовать в творческих занятиях. «Чем богаче и разнообразней жизненные впечатления ребенка, тем ярче и неординарнее его воображение… Результатом труда могут стать выставки, концерты, но более важный результат отсроченный, тот который скажется через некоторое время… Возможно, ребенок захочет продолжить занятия дома, в студии при школе, в кружке».
Докладчик отметила, что спектр услуг, предоставляемый учреждениями управления культуры, совершенствуется и расширяется в соответствии с пожеланиями горожан.
С весьма тревожной интонацией прозвучало выступление преподавателя «Детской хоровой школы» Светланы Гордеевой. Тема, с которой она обратилась к аудитории, называлась «О внеурочной деятельности детских школ искусств г. Магадана». Касалась она грядущих изменений в федеральном законе «Об образовании». Вот фрагмент ее выступления.
– А ведь ситуация в образовании, можно сказать, аховая. Правда, думцы обещают нам не пропустить этот новый закон. Но мы ведь стоим под его домокловым мечом. Посмотрите, какая презентация всех наших заведений (в ДДЮТ). Мы ведь работаем и работаем хорошо. По крайней мере в силу своих возможностей.
Пока мы дополнительное образование для школ нашего города. Это неправильная формулировка. Эта формулировка возникла в девяносто втором лихом году. … И сегодня они (учреждения дополнительного образования) таковыми являются. Мы со страхом ждем завтрашнего, послезавтрашнего дня. Не дай Бог, и мы тогда потеряем не только систему музыкального, художественного образования. Мы потеряли кадры. И вы (управление образования) потеряете кадры. У вас не будет ни преподавателей пения, ни преподавателей живописи…
Если мы с вами не объединимся, то никакие положения не спасут ни страну, ни наших детей…
Если сделать статистику по школам, то самые лучшие ученики в ваших школах обязательно будут те, кто посещает школы дополнительного, несправедливо названного, образования, чем те, кто не посещает».
Четко прозвучало выступление директора «Централизованной библиотечной системы Магадана» Клавдии Цыгальницкой.
Тема ее выступления: «Библиотеки централизованной системы в помощь ФГОС».
Работу системы выступающая назвала «… социально культурным институтом, состоящим из головной центральной городской библиотеки им. О. Куваева и семи структурных подразделений, действующих в сетевом режиме».
Клавдия Александровна обратила внимание аудитории на то, что «во всем мире отмечается падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого для чтения. Чтение стало в значительной степени ориентировано на информационно-прагматические потребности. Печатное слово утрачивает свою исключительную роль в информационном пространстве. Современные дети в большей степени зрители, чем читатели».
Далее докладчик обратилась к возможности библиотеки в плане реализации ФГОС.
«Библиотека сегодня имеет все возможности, используя новые подходы, технологии, успешно преодолевать многие проблемы чтения, а значит, усвоения учебного материала для успешной социализации личности ребенка. … Библиотека может предложить комплексную программу мероприятий, которая охватывает все направления нашей работы. Это программа и для привлечения детей младшего школьного возраста к книге и библиотеке».
К. Цыгальницкая назвала темы для реализации в помощь ФГОС. Это «… гордость за Родину, история, развитие самостоятельности, ответственность за свои поступки на основе представлений нравственных норм, здоровый образ жизни, уважительное отношение к культуре других народов, формирование эстетических потребностей» и другие направления.
Формы реализации данных тем это: «… уроки мужества, нравственности, поэтические праздники, театрализованные представления, научные экскурсии» и другие.
Данные программы рассчитаны на младших школьников. Для этого применяются мультимедийные сопровождения, цифровые технологии. Библиотека создает собственные мультимедийные презентации. Рассказы библиотекаря сопровождаются показом на экране слайдов, иллюстрирующих ту или иную тему аудиозаписью…
Это новое мультимедийное поколение, у которого, к сожалению, другие ценности модели поведения и ориентации в мире информации. Привлечь школьника в библиотеку наша главная задача.
Клавдия Александровна выразила благодарность педагогам школ № 21 Татьяне Артамоновой и № 7 Галине Махаевой, «которые из года в год приводят школьников» в библиотеку.
МУЗЕЙНАЯ И БИБЛИОТЕЧНАЯ ПЕДАГОГИКА
С работой музея познакомила собравшихся заместитель директора Магаданского областного краеведческого музея Татьяна Чемшит.
Она сообщила, что уже в течение 20 лет музей сотрудничает со школами. «Первоначально это были договорные условия. Затем с 1997 года мы приступили к разработке наших образовательных программ. Отношения уже строились на энтузиазме педагогов».
Работа музея включает в себя экскурсии, тематические беседы, показ музейных предметов, «более восьмидесяти форм различных меро¬приятий».
В процессе работы, по словам Татьяны Александровны, «мы оказались перед проблемой, что нельзя предлагать абсолютно одинаковые темы детям разных возрастов. Каждая тема должна индивидуально разрабатываться для определенной школьной программы…
В ряде зарубежных стран деятельность музея рассматривается как система параллельного обучения.
Татьяна Александровна сообщила, что музей, взаимодействуя со школой, «заметно усилил свои позиции как самостоятельный образовательный центр, что позволяет говорить о его некотором педагогическом суверенитете… Музейные образовательные программы не дублируют школьную программу. Основными принципами музейных образовательных программ является региональность, интерактивность, неформальность.
Выступающая сообщила, что одной из задач музея является знакомство учителей с особенностями музейного образования, показ специфических возможностей музея в части развития мышления, образного восприятия ценностных ориентаций и культуры учащихся.
Т. Чемшит проинформировала, что из 17 тысяч посещающих музей в год 12 тысяч это дети. «В настоящее время в музее разработано девять образовательных программ, ориентированных на разновозрастные группы детей, от первого до одиннадцатого классов. Для начальных классов отдельная программа».
Татьяна Александровна проинформировала, что для первого, второго, третьего, четвертого классов программы разрабатывались поэтапно, по итогам каждого года программы дополняются новыми темами в соответствии с предложениями и замечаниями педагогов. Проводится анкетирование среди педагогов на предмет образовательных программ музея. Сейчас музей работает над программами для родителей, учителей и всегда открыт для сотрудничества.
О совместной деятельности ГУК «Магаданская областная детская библиотека» и общеобразовательных учреждений г. Магадана рассказала главный библиотекарь и координатор массовых мероприятий детской библиотеки Елена Соловьева.
Она обратила внимание аудитории на то, что библиотека работает в направлении развития детского чтения и общения детей с достижениями мировой и отечественной культуры, в соответствии с возрастными особенностями детей. Указала на основные задачи, решаемые библиотекой в этом направлении, как то помощь детям в освоении школьной программы, предоставление новой актуальной информации ребенку, организация досуговой деятельности детей, оказание школьникам помощи в написании рефератов и других задач.
Детская библиотека ведет большую работу по внеурочной деятельности школьников в контексте ФГОС второго поколения. Ее сотрудниками разработаны программы для учащихся 1-4 классов. К примеру, в секции «Читайка» есть такая тема, как «Уроки душевного прозрения» – литературный час, посвященный творчеству В. Осеевой.
При библиотеке действуют лектории, также адресованные 1-4 классам: «Основы безопасности жизнедеятельности», «Патриот», «Мировая художественная культура». Темы лекции по разделам: «Кто они – спасатели?», «Москва – как много в этом слове…» – игра-викторина о столице РФ. «Музеи мира» – урок.
В библиотеке действует клуб «Мастерилка», здесь дети учатся изготовлять поделки. Организуются мероприятия, посвященные Дню воинской славы России, здоровому образу жизни, нравственному воспитанию.
В библиотеке проводятся видео¬презентации на тему: исторические путешествия по древним городам России «Золотое кольцо России», видеоурок о работе пожарных «Огонь – опасная игра», видеоурок о лучших детских писателях «Классики современной детской литературы».
Все названные мероприятия адресованы ученикам начальной школы. Библиотека проводит также большую просветительскую работу и среди родителей с участием психологов, педагогов, медицинских работников.
ВОСЕМЬ КЛУБОВ И БИБЛИОТЕКА
Большую работу с подрастающим поколением проводят работники клубов по месту жительства.
Об этом рассказала директор МКОУ ДОД Мария Железняк.
Тема ее выступления «Организация воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью в клубах по месту жительства». Назовем клубы, действующие в городе. Это «Эдельвейс» по улице Пролетарской, 75/2, занимающихся 120 человек.
«Чайка» ул. Марчеканская, 2/1, воспитанников – 216 человек. «Факел» ул. Октябрьская, 20, воспитанников – 119.
«Пламя» ул. Наровчатова, 5/1, 135 воспитанников.
В клубе «Олимпия» ул. Кольцевая, 52 занимаются 127 детей и подростков.
Клуб «Молния» по ул. Колымской, 9а посещают 129 детей.
В «Исток» по ул. Якутской, 50/9 на занятия ходят 76 воспитанников, из них 22 инвалида.
Клуб «Бригантина» по ул. Колымской, 11 посещают 283 воспитанника.
Остановимся на двух клубах, указанных докладчиком. Клуб «Пламя». В нем действуют образовательные объединения. Основная цель «Юного художника» – приобщение детей к миру прекрасного, богатству народного и мирового изобразительного декоративно-прикладного искусства, раскрытие художественных способностей детей.
«Танцевальная аэробика», целью ставит оздоровление детей посредством физических упражнений под музыку.
Основная цель секции «Игровой стретчинг» – активизация защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом, психоэнергетической саморегуляции.
В секции «Ритмическая мозаика» учат детей передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку.
В объединении зоны свободного общения, в секции «Самоделкин» учат начальному техническому моделированию, в «Светлячке» – хореографии для дошкольников, также работают секции «Цветная экология», «Английский язык», «Грамота для дошкольников», «Математика для дошкольников».
Зона свободного общения при клубах – это одна из форм работы с детьми. То есть неорганизованные дети, играющие на улице сами по себе, педагогом клуба приглашаются на занятия в клуб, где ребенок может заняться делом по интересу с пользой для себя. Допустим – заняться бумагопластикой, танцами, включиться в подвижные игры с детьми, рисовать, танцевать, или с тренером и другими детьми поиграть в футбол.
«Бригантина» в объединении зоны свободного общения включает в себя «Клуб исторического моделирования и фехтования «Братина», музыкальный класс, радиокружок, клуб для ветеранов, приемную Совета ветеранов, рок-клуб «Колыма».
Есть в «Бригантине» образовательное объединение «Виктория», включающее в себя спортивно-бальные танцы.
О воспитательной деятельности библиотеки с младшими школьниками рассказала библиотекарь магаданской юношеской библиотеки Людмила Дефорж.
В юношеской библиотеке, что расположена по улице Шандора Шимича, регулярно проводятся беседы со школьниками города, встречи с интересными людьми. Сюда приходят целыми классами, ведутся беседы об искусстве, о нравственности, об истории нашего Отечества, о подвиге народов СССР во время Великой Отечественной войны.
Темы касаются и здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками, о пагубности наркотических веществ. Работники библиотеки летом выезжают в детские оздоровительные и спортивные лагеря, где также беседуют с детьми.
В своей работе они применяют видео и аудиотехнику. Вся работа коллектива нацелена на развитие, воспитание у подрастающего поколения нравственных качеств, стремление к здоровому образу жизни, воспитание любви к своему Отечеству.
Работники библиотеки ведут большую работу для приобщения детей и юношества к культуре чтения. Сейчас библиотека обновила свои интерьеры, постоянно пополняет книжный фонд. Здесь всегда с огромным вниманием относятся к читателям, детям помогут найти нужную книгу.
ДЕТСКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР И СПОРТ
«Организация внеурочной деятельности учащихся младших классов в условиях «Детского экологического центра» – тема доклада директора ДЭЦ Анны Разливаловой.
Она сказала: «Дополнительное образование детей – это особое образовательное пространство. С ним непосредственным образом связана воспитательная работа, решающая вопросы духовно-нравственного здоровья, гражданско-патриотической позиции обучающихся, формирования здорового образа жизни. В связи с модернизацией российского образования в последние годы дополнительное образование переходит на новый этап своего развития, который предполагает интеграцию общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей в единое образовательное пространство».
Докладчик сообщила, что ДЭЦ «работает по договору о сотрудничестве со многими образовательными учреждениями города, оказывает методическую помощь учителям, организует предметные уроки, массовые мероприятия, творческие площадки, принимает участие в научных неделях».
Докладчик четко определил стоящие перед педагогами задачи. «Новые стандарты предполагают внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня, рассматривая ее как образовательную деятельность в рамках образовательного процесса, направленную на формирование и реализацию индивидуальных склонностей и способностей, интересов детей в различных видах деятельности».
ДЭЦ строит свою работу с детьми по четырем уровням. Первый – «формирование базовой системы ценностей по отношению к окружающему миру».
Второй уровень – «формирование экологического мышления, понимание учащимися связи человека с природой».
Третий и четвертый уровни уже рассчитаны на старшеклассников. Здесь целью является «формирование системы интеллектуальных способностей, экологического мировоззрения и осознания необходимости собственного участия в экологической деятельности».
В соответствии с каждым уровнем в ДЭЦ разработаны программы, по которым работают преподаватели центра.
О деятельности Комитета по физической культуре по привлечению детей и подростков к занятиям физкультурой, спортом и туризмом рассказал руководитель Комитета по физической культуре, спорту и туризму Анатолий Котов.
Анатолий Иванович сообщил, что в секциях детских юношеских спортивных школ города занимается 4500 человек, что число занимающихся спортом из года в год увеличивается. В городе в секциях ДЮСШ культивируется 22 вида спорта в 26 отделениях. Наибольшей популярностью пользуются игровые виды спорта. Дети также предпочитают заниматься лыжными гонками, художественной гимнастикой, Греко-римской борьбой, дзю-до.
Выступающий проинформировал, что любой ребенок в любое время года может прийти в понравившуюся ему секцию и записаться для занятий спортом. К занятиям в секциях ДЮСШ допускаются дети с 6 лет и тренируются до наступления 18 лет.
Анатолий Иванович разъяснил, что для занятий спортом существуют группы различных назначений.
Это спортивно-оздоровительные группы.
Группы начальной подготовки, где ребенок смог бы выбрать тот или иной вид спорта.
Есть категория учебно-тренировочных групп, в которых ребята уже выполняют спортивные разряды. И есть группы спортивного совершенствования, где ребята выполняют норматив кандидата мастера спорта или мастера спорта и входят в состав сборной команды области или сборной страны.
Анатолий Иванович сказал, что в ДЮСШ всегда рады, когда ребята приходят, записываются в спортивные секции. Спорт дисциплинирует, вырабатывает волевые качества, ответственность, ведет к здоровому образу жизни.
50 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
О системе воспитательной работы МОУ «ДДЮТ» рассказала заместитель директора Людмила Дроздова.
В данном направлении деятельность педагогов ДДЮТ включает в себя: формирование общей культуры у воспитанников, профессиональное самоопределение, адаптацию в плане общественной жизни, укрепление здоровья.
По словам Людмилы Валентиновны, ДДЮТ реализует следующие функции: образовательные, воспитательные, социальной защиты, социальной адаптации, профориентации.
Докладчик обозначила те направления, в которых осуществляется данная деятельность. Это эстетическая (фольклор, музыка, хореография, народные инструменты). Техническая, включающая в себя авиа и судомоделирование, ракетомоделирование, информатику, вычислительную технику. Социально-педагогическая деятельность, где задействована школа эстетического воспитания, в том числе у дошкольников.
Людмила Валентиновна сообщила, что ежегодно в ДДЮТ реализуется до 50 образовательных программ, действие которых обусловлено требованиями министерства науки и образования.
Действия программ, работа педагогов направлены на воспитание духовно-нравственных качеств у воспитанников, на овладение культурой, прежде всего отечественной, воспитание гражданско-патриотической направленности.
В 2010-2011 годах коллектив ДДЮТ подключился к эксперименту по внедрению федерального образовательного стандарта второго поколения. Сегодня ДДЮТ в данном направлении работает с гимназией № 13 и школой № 14.
На презентации выступила заведующая отделом массовой работы и внешних связей областной библиотеки им. А.С. Пушкина Полина Фаттахова.
Она сообщила, что «… библиотека проводит очень много мероприятий. Это обзоры, беседы, тренинги, уроки, семинары, фотовыставки, и что «всегда можно смело к нам обращаться. Всегда будем рады с вами сотрудничать».
Собравшиеся, после краткого слова Полины Владимировны познакомились с «Мультимедийной презентацией ГУК «Магаданская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина».
Выступление Полины Фаттаховой завершило презентацию культурных учреждений города.
Подводя итоги мероприятия Елена Кутилова сказала, что учреждения дополнительного образования могут помочь организовать внеучебную деятельность в 2012 году для учащихся начальной школы. «Главное, чтобы сегодняшняя информация дошла до родителей». Она выразила благодарность всем присутствующим за это «первое совместное мероприятие».
Во время презентации на сцене ДДЮТ курсанты ВСТК «Подвиг» провели показательные выступления. В фойе была развернута выставка участвующих в презентации учреждений.
Р.S. Прошедшее меро¬приятие, как уже говорилось, вызвано переходом на государственный образовательный стандарт нового поколения начальной школы. Предполагается, что данный стандарт призван способствовать обучению школьника умению пользоваться усвоенными знаниями, развивать умение ориентироваться в приобретенной информации, определять причинно-следственные связи, выбирать правильные действия на базе полученных знаний, вырабатывать у школьника способность к планированию.
Формированию данных и других положительных навыков будет способствовать внеурочная деятельность учреждений дополнительного образования. В структуры нового образовательного стандарта включено: развитие духовно-нравственной культуры, культура здорового образа жизни.
Главенствующее внимание будет уделено результатам по рус¬скому языку, математике, развитию метапредметных действий, а именно – осознание чтения, операциям с имеющейся информацией. Учащийся уже во втором классе станет изучать иностранный язык, информатику. Оцениваться будут: патриотизм, толерантность и гуманизм учащегося. Психологические особенности ученика также не будут обойдены вниманием.
Олег МИХАЙЛОВ.

Вернуться назад