Главная > Лица города > ПРИЗВАНИЕ – ПЕДАГОГИКА ДЕТСТВА

ПРИЗВАНИЕ – ПЕДАГОГИКА ДЕТСТВА


19-05-2011, 18:28. Разместил: redaktor
В кабинете заведующей кафедрой педагогики и психологии начального обучения и дошкольного обучения СВГУ Аллы Николаевны Фроловой мое внимание привлекло лежавшее на столе письмо из Америки от профессора в отставке университета штата Аляска и почетного профессора Северо-Восточного государственного университета Гретчен Берш. Она пишет:

– У меня появилась идея издать книгу «Лучшие преподаватели СВГУ о себе и своей работе», в которой 14 лучших преподавателей СВГУ смогли бы поделиться своими идеями о методах и стиле преподавания со своими коллегами. Ваши творческие, интересные и, безусловно, важные идеи станут прекрасным подарком для всех. Я приглашаю Вас принять участие в этом проекте…

Среди лучших преподавателей указывается и лауреат премии Г. Берш (2004 г.) А.Н. Фролова, доктор педагогических наук. Так уж получилось, что ныне педагоги оказались, можно сказать, на переднем крае борьбы за нравственность, духовность и гражданственность подрастающего поколения россиян. Угроза, считают все здравомыслящие люди, исходит от пропагандистов несущих паралич для традиционных воспитательных институтов «ювенальной юстиции» и программы «Детство-2030». Они наносят удар по основам семейного законодательства и, следовательно, по будущему наших детей.

На запрос американки Алла Николаевна подготовила подробный ответ. Вот что говорится, например, в биографической справке:

– Родилась 21 марта 1941 г. в городе Запорожье. Родители: отец металлург завода «Запорожсталь», ветеран Великой Отечественной войны, участник штурма Берлина. Награжден орденами и медалями. Мать – участница социалистического строительства Днепрогэса имени В.И. Ленина. Примером для выбора профессии послужила первая учительница И.Б. Труфман.

Алла Николаевна закончила на Украине педучилище и пединститут, работала воспитателем, методистом и заведующей яслями-садом. В 1979 г. в Москве, при НИИ школьного воспитания АПН СССР, защитила диссертацию по теме «Влияние игр-занятий на формирование самостоятельной игры детей третьего года жизни», стала кандидатом педагогических наук. Затем ей присвоили ученое звание доцента, назначили зам. декана педагогического факультета ЗГПИ. Она занималась проблемами управления дошкольным учреждением, дидактикой высшей школы. Написала ряд учебных пособий по профилю своих научных изысканий.

Особо важная веха в жизни молодого ученого – приезд в 1985 году в Магадан. Здесь ее избрали доцентом кафедры педагогики и методики начального обучения Магаданского государственного педагогического института (ныне СВГУ). У Фроловой накопился уже немалый опыт, она четко увидела перспективы своей научной деятельности в связи с потребностями Северо-Восточного региона в квалифицированных педагогических кадрах. По ее инициативе в 1989 году открыто очное дошкольного отделение по специальности «Дошкольная педагогика и психология», создана выпускающая кафедра педагогики и психологии начального обучения и дошкольного воспитания. Эту кафедру Алла Николаевна возглавляет 22 года. За этот период подготовлено более тысячи специалистов, занятых в дошкольных образовательных учреждениях Магадана, Магаданской области, Чукотского автономного округа, Камчатки, Якутии и других местностей Российской Федерации. И тут необходимо подчеркнуть их главную заслугу, а именно: масштабный вклад в воспитание молодой смены граждан Отечества. Ведь труд педагогов «первой ступени» поистине велик и уникален в своей сущности: он конструирует личность.

В активе Фроловой – разработка лекционных курсов по дисциплинам «Общая психология», «Дошкольная педагогика», «Психология и педагогика игры дошкольника», «Воспитание и развитие детей раннего возраста», а также учебник «Дошкольная педагогика». У нее всегда напряженный рабочий график. Сегодня она занята разработкой нового учебного плана высшего профессионального образования. Кроме того, идет работа над региональным стандартом качества дошкольной образовательной услуги в учреждениях Магаданской области, которые реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Алла Николаевна делится мыслями о роли руководителя кафедры:

– Профессионализм педагогов кафедры зависит от личности ее заведующего, его высокой работоспособности и инициативы, особого внимания к деятельности опытных педагогов, мотивации молодых преподавателей, аспирантов и соискателей к написанию и защите кандидатских диссертаций.

Она – руководитель двух федеральных экспериментальных площадок в Магадане на базе Центра развития ребенка (детсады № 2 и № 3). Разработанные программы на основе их научных исследований получили высокую оценку московских ученых Центра «Дошкольное детство им. А.В. Запорожца».

Важно отметить и тот факт, что шестнадцать лет назад при кафедре открыта аспирантура. Под руководством Фроловой защитили кандидатские диссертации восемь человек. Девять лет она была председателем Ученого совета СВГУ и более десяти лет – ответственным секретарем приемной комиссии университета. Она награждена нагрудным знаком «За отличные успехи в работе высшей школы», медалью К.Д. Ушинского, знаком «За заслуги в области педагогических наук». Имеет почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

Примечательно, что Магадан открыл для педагога и новое направление в научной работе. Общаясь в северном вузе со студентами коренных национальностей, она заинтересовалась спецификой их жизнедеятельности. Углубленный поиск позволил Фроловой обосновать целостную систему этнокультурных традиций воспитания детей автохтонных народов. В фокусе исследований – традиционные виды труда, природа, декоративно-прикладное искусство, фольклор, физические состязания, игры, празднично-игровая культура народов Арктики. Собран и обобщен уникальный материал по проблемам воспитания детей коренных жителей Севера, проживающих в экстремальных условиях. Результаты исследований получили одобрение академика Российской академии образования, специалиста этнопедагогики с мировым именем Г.Н. Волкова.

Алла Николаевна, не останавливаясь, шла вверх по «научной лестнице». В 2004 году защитила докторскую диссертацию по теме «Развитие этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо-Востока России». Стала лауреатом премии Гретчен Берш – профессора университета штата Аляска.

Расширяя круг научных поисков, Фролова пользовалась любой возможностью для поездок в тундру. Побывала в чукотских поселках Тавайваам, Сиреники, Провидения, Новое Чаплино, Лорино. Собирала материал о быте тундровиков, их семейном укладе. Научилась даже управлять собачьей упряжкой.

Обычаи, обряды, ритуалы, заповеди чукчей, эскимосов, коряков и эвенов, считает Алла Николаевна, историческое и этническое богатство этих арктических народов, которое в настоящее время начинает утрачиваться. Для его сохранения она предлагает нацелить усилия ученых на разработки новой концептуальной программы национального образования, а в школах-интернатах с национально-региональным уклоном необходимо активно внедрять программы по физической культуре и национальным видам спорта, истории родного края, поддержанию навыков традиционного хозяйствования и типа питания. Особое место в концепции должна занимать этнопедагогика в системе высшего образования.

Что еще можно добавить к сказанному? Фролова автор 18 книг, учебника по дошкольной педагогике и программы обучения чукотскому языку в национальном детсаде (в соавторстве). Итоги исследований положены в основу совершенствования региональной системы образования Магаданской области.

Внимание специалистов, безусловно, привлекло и учебное пособие «Субкультура детства малочисленных народов Северо-Востока России», изданного в этом году в Магадане. Его основная идея – пропаганда возрождения этнокультурных традиций воспитания представителей коренных народов Северо-Востока как важнейшего условия сбережения их духовно-нравственной культуры.

***

В сборнике «К 50-летию СВГУ: поздравления, воспоминания, интервью» А.Н. Фролова ответила на ряд вопросов своих коллег…

– Что Вы считаете главным в своей работе?

– Дисциплинированность, ответственность и преданность тому делу, которому ты служишь, а также любовь к избранной профессии.

– Что значит для Вас университет?

– Я не знаю, что сейчас важнее для меня: мой дом или мой университет, потому что это – одно целое… Что главнее, мне трудно сказать.

А вот цитата из сборника «Педагогика детства на Северо-Востоке России»:

«А.Н. Фролова – авторитетный ученый, внесший весомый вклад в развитие дошкольного образования. Ею опубликовано более 90 научных и научно-методических работ, некоторые из которых изданы на украинском и японском языках».

***

Беседуя с Аллой Николаевной, я поинтересовался ее отношением к бурно осуждаемому магаданской общественностью (и не только ею) форсайт-проекту «Дорожная карта «Детство-2030». Вот ответ:

– На кафедре обсуждалось содержание форсайт-проекта. Преподаватели высказывали свое мнение, и оно однозначно: он неприемлем, поскольку является жестоким и направлен на отрыв ребенка от семейного воспитания, от традиций семьи, от культуры нашего общества. Что-то новое есть, которое заставляет общество задуматься о необходимости более ответственного отношения к воспитанию собственных детей.


Материал подготовил
Петр ЛИВАНОВ.


Р.S.
И все-таки, какова отдача кафедры? Из отчета о трудоустройстве выпускников 2010 года явствует: выпущено 16 человек, у шести из них красные дипломы. 25 процентов работают по профилю диплома (психологи, воспитатель-психолог, социальный педагог); 31% поступили в ВУЗы, получают второе высшее образование; одна выпускница поступила в Магаданский медицинский колледж; 22% находятся в отпуске по уходу за ребенком; 22% получили дополнительное образование; 22% выпускников – юношей не работают по профилю диплома (2 – в армии, 2 – работают в коммерческой структуре).
Вернуться назад