Главная > Лица города > В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ НА СЦЕНЕ И В ЖИЗНИ В СПЕКТАКЛЕ – АДЕЛЬ, В ДУМЕ – ДЕПУТАТ, ДОМА – МАМА

В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ НА СЦЕНЕ И В ЖИЗНИ В СПЕКТАКЛЕ – АДЕЛЬ, В ДУМЕ – ДЕПУТАТ, ДОМА – МАМА


25-11-2010, 11:05. Разместил: redaktor
Магадан в лицах
Главный режиссер Магаданского музыкального театра, заслуженная артистка России Мария Станиславовна Леонова человек в городе авторитетный. Она депутат Магаданской городской Думы и председатель городского отделения региональной общественной организации «Содружество женщин Колымы». Поэтому интерес к ней средств массовой информации закономерен. Корреспондент «ВМ» обратился к М. Леоновой с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся ее работы и общественной деятельности.


– Мария Станиславовна, читателям «Вечернего Магадана», без сомнения, интересно узнать о вашем пути на сцену.
– Выход на сцену состоялся у меня в ранней юности. Я воспитывалась в большой семье, где было трое детей. Несмотря на определенные трудности, родители воспитывали нас в духе верности своей мечте, в упорном поиске своего призвания. Они увидели во мне стремление заниматься музыкой, разглядели какую-то артистическую жилку, и не стали мешать развитию моих наклонностей. Определили меня в музыкальную школу, поддержали мое желание поступить в областное музыкальное училище искусств. Я всегда мечтала петь. Первый мой педагог по вокалу – Евгения Михайловна Крадинова. Закончила училище в 1995 году, но за год до этого события была приглашена в Магаданский музыкально-драматический театр в качестве артистки оперетты. Помог счастливый случай – на одном из студенческих вечеров меня заметил директор театра Борис Григорьевич Гунин. Ведь раньше по хорошей традиции на каждый студенческий праздник приглашались представители культуры и искусства. Не могла поверить такому счастью, с радостью приняла приглашение. Первый год работы в театре совпал с получением диплома об окончании училища.
Была возможность уехать из Магадана, поступить на очное отделение московского творческого института, но меня уговорили остаться. Поэтому я поступили на заочное обучение в Хабаровский государственный институт искусства и культуры, который закончила в 2001 году, получила диплом с квалификацией руководителя театрального коллектива и преподавателя актерского мастерства. Все это время накапливала репертуар в качестве солистки оперетты. Занята была практически во всем репертуаре, сделала ряд творческих работ и второго плана, и сольных партий. Постоянно училась, училась и училась. Театр тогда выезжал на гастроли, труппа была покрупнее, численность ее побольше. Для артиста гастрольный тур – огромный скачок в развитии, импульс для творчества.
Хочу еще сказать, что из училища меня «выпускала» народная артистка России Алла Девятерикова, прима нашего театра, живущая ныне в Новосибирске вместе с мужем, артистом Игорем Быковым. Они тоже мои самые первые учителя. Всегда говорю с огромной благодарностью о своих коллегах, которые сегодня служат в нашем театре. Это Ольга Яковлевна Седлецкая, Николай Михайлович Бекасов, Елена Петровна Титенко, Алексей Петрович Яновский, Станислав Николаевич Хомский, Валерий Васильевич Бунякин… Они ветераны, можно сказать, наши мастодонты в почетном, высоком смысле этого слова, рыцари прекрасной дамы магаданской сцены.
С особым трепетом хочется сказать о людях, которых нет вместе с нами, но они в наших сердцах, в нашей памяти. Это Игорь Безуглов, который был моим первым партнером по спектаклю «Микадо», Владимир Мартынов, а также Галина Георгиевна Ветрова, отличный концертмейстер, концертмейстер от Бога. Говорю об этом, не умаляя ничьих достоинств. Она театральный человек, преданный театру.
В славной сценической плеяде и Владимир Алексеевич Барляев, народный артист России, который был и по-прежнему остается моим учителем, несмотря на то, что он ушел из жизни. Просто не могу говорить о нем в прошедшем времени. То, чему он научил, большой творческий потенциал. Владимир Алексеевич – мой наставник, педагог, партнер по сцене и настоящий друг. Заявляю об этом с гордостью. Хочу назвать и имя Владимира Николаевича Мягкова, недавнего главного художника театра, замечательного мастера своего дела.
К таким людям не применима расхожая псевдомудрость – «нет на земле незаменимых людей». Каждый человек уникален и неповторим. А театр начинается с вешалки. Театр это зритель плюс актеры, которые должны передавать залу традиции, память о людях, которые украшали сценический мир.
К сожалению, разорвалась ниточка связи, не в наших силах пока ее восстановить. Леонид Филатов вел передачу «Чтобы помнили». Нам нельзя забывать хорошее. Когда мы теряем память, теряем историю, мы отворачиваемся от будущего.
– Назовите, пожалуйста, роли, которые стали для вас знаковыми, принесли признание и творческое удовлетворение.
– С удовольствием назову их. Это Адель из «Летучей мыши» Иоганна Штрауса, затем партия Розалинды из той же оперетты. Далее Мари из «Принцессы цирка» и Сильва из «Королевы чардаша» Имре Кальмана. Из последних ролей – Терезина из одноименной оперетты современного композитора Оскара Штрауса. Отмечу, что все роли мне дороги, памятны. Они все имеют для меня значение, являлись ступеньками творческого опыта.
– Каков ваш акцент в репертуарной политике?
– Здесь я должна больше говорить о намерениях, чем о существующем на сегодняшний день акценте как таковом. Акценты приятно и удобно расставлять, когда имеется полноценная, полнокровная труппа, когда ты сам волен определять, что ставить и что нет. Необходимость, реалии диктуют сложную задачу, поскольку актерский состав не совсем подходит для спектакля классического репертуара. Но даже в этой ситуации могу сказать о нашем курсе на утверждение в репертуаре музыкального театра классического направления. Нужно вернуть на магаданскую сцену и «Сильву», и «Веселую вдову», и «Марицу», и «Принцессу цирка». Это золотой фонд.
Чтобы удовлетворить вкусы зрителей разных возрастов, мы бы хотели разнообразить репертуар постановками молодежной тематики. Мечта есть поставить большой мюзикл, но для этого требуется соответствующая комплектация труппы, нужен определенный творческий состав. Мощный балет и хор, а главное, разумеется, субсидирование. Нам требуется ощутимая материальная поддержка.
– Какие, на ваш взгляд, наиболее удачные постановки последних сезонов?
– В прошлом сезоне мы заключили творческое партнерство о сотрудничестве с главным режиссером Новоуральского музыкального театра Борисом Лагодой. В его постановке магаданцы увидели «Терезину» и «Ограбление в полночь». Они пользуются зрительским успехом заслуженно. Питаю надежду, что самые интересные постановки у нас еще впереди.
– А что все-таки можно сказать о профессиональном уровне труппы?
– Он, безусловно, выдерживает высокую позицию, но проблема в том, что нас очень мало. Укомплектованность всего на 40 процентов. На роль только один артист, поэтому мы не имеем права заболеть, захандрить. Даже болезнью премьерства нам никому не грозит заразиться. В затылок нам, как говорится, никто не дышит. Это минус в творческой работе.
Для балета, правда, мы вырастили двух блестящих мальчиков – Артема Демина и Андрея Черткова, но их призвали в армию. Одного – в пограничную часть, другого – в танковую. С трудом договорились о переводе их в Дальневосточный ансамбль песни и пляски. Там они звезды, солисты. Артем уже не вернется в Магадан… Сейчас в балете у нас только девушки, блестящие, хрупкие, настоящие балерины. Каждая на счету.
Балет, хор и оркестр – это фонд, который должен постоянно пополняться, его никогда не может быть много или достаточно. Мы ощущаем кадровый голод. Анатолий Валентинович Кольцов теперь дирижер театра. В силу личной скромности он просит не называть его главным дирижером, ставка которого свободна. Анатолий Валентинович, человек из оркестра, идя навстречу нашей просьбе, встал за дирижерский пульт. Он руководит муниципальным духовым оркестром и театральным. Совмещение очень сложное и напряженное. «Кадры решают все» – вот мой вывод.
Училище искусств имеет вокальное отделение, но его выпускники, к нам не поступают. Надо целенаправленно воспитывать артистов музыкального театра, учить студентов на базе театра, направлять их к нам на практику. Пользы целевой курс РАТИ ИТЕС на основе магаданского театра тоже практически нам не принес. В Магадане остаются только самые преданные, смелые, не боящиеся житейских трудностей. С ними надо работать, вникать в их нужды.
– Есть еще проблемы?
– Прежде всего, финансовые, о чем уже упоминалось. Музыкальный театр – это прежде всего роскошь. И если роскошь не в истинном смысле этого слова, то хотя бы важен внешний блеск. В музыкальном театре все должно сверкать, удивлять, меняться, переливаться красками, радовать глаз и ухо. Оперетта – яркий каскад, брызги шампанского, канкан, веера, роскошные ткани, игра света и звука. Все требует материальных вложений.
– Назовите, Мария Станиславовна, спектакли, которые мы увидим в новом сезоне.
– По-прежнему в репертуаре музыкального театра «Терезина» и «Ограбление в полночь», затем будет, надеюсь, «Ночь перед Рождеством». Вскоре зрители увидят оперетту «Цыганский барон». В главной роли выйдет выпускница Ниженовгородской консерватории Валентина Панарина.
Не могу не выразить благодарность администрации театра. Принимаются самые активные действия по поиску «свежих» актеров. Но скорость мер следует увеличить, их объем тоже.
– У вас многогранная общественная деятельность. На что делаете в ней основной упор?
– На этом поприще делаю только первые шаги, а человек красен делами, а не словами, тем более, депутат. Мой предвыборный девиз «Услышать каждого» остается моим принципом. Люди должны знать, к кому обратиться за квалифицированной помощью, получить ответ на злободневный вопрос. Моя задача – координировать процесс, не обмануть избирателей, оказавших мне доверие.
Что касается организации «Содружество женщин Колымы», то мы избрали генеральной линией благотворительность, поддержку семьи. Провели две акции «Кораблик для Алеши» и «Песня для Олега». Все пожертвования, сборы за благотворительные концерты пошли на лечение детей.
– Мария Станиславовна, на календаре 28 ноября числится как День матери. Вы мама?
– Да, моему сыну Матвею исполнилось семь лет. В следующем году пойдет в первый класс. Его надо основательно подготовить к школе. И в этом плане хлопот у меня, конечно, хватает. Но мне очень помогают бабушки – Людмила Васильевна и Александра Васильевна. И я их от всего сердца поздравляю с Днем матери.
– Желаем вам успехов в театральных, общественных и семейных делах.
Беседу вел Петр ЛИВАНОВ.

Вернуться назад