Главная > Культура. Искусство > В Магадане будет сниматься кино

В Магадане будет сниматься кино


24-05-2007, 08:00. Разместил: redaktor
21 мая в Магадан прилетела съемочная группа кинокомпании «Синегорье-фильм» киноконцерна «Мосфильм» на выбор объектов для съемок полнометражного художественного фильма «Жизнь людей».

Автор проекта, руководитель группы, сценарист и режиссер-постановщик Иван Бирюков планирует также подобрать для съемок более двадцати актеров магаданских театров и двоих школьников 10-11 лет на главные роли. Подбор актеров проводится с 23 мая по 2 июня.

С Иваном Викторовичем побеседовал наш нештатный корреспондент в столице.
- Почему именно Колыма – ваша «съемочная площадка», почему именно эта тема – ваш выбор, почему многие ваши герои – бывшие заключенные?
- Почему Колыма?.. Все события нашего будущего фильма происходят в колымском поселке в 1968-м году. Снимать эту историю где-нибудь в другом месте просто глупо: таких неповторимых пейзажей и таких людей больше нигде не найти, а врать очень не хочется, да и нельзя. Этим же мы руководствовались и при подборе актеров: колымчане все-таки неуловимо отличаются от «материковских» артистов, и именно поэтому почти всех исполнителей ролей, в том числе и детских, мы решили подобрать в Магадане.

Почему я выбрал именно эту тему?... Скорее, тема сама выбрала меня. Я родился и вырос на Колыме, в поселке Ясный несуществующего уже прииска «Пятилетка». Мы даже кинокомпанию назвали именем поселка Синегорье. Большинство персонажей фильма имеют реальных прототипов, которые окружали меня когда-то. В коротком детстве человек узнает и переживает столько, сколько в зрелости ему не постичь и не прочувствовать, наверное, никогда. Чтобы не тратить попусту слов, скажу только, что есть вещи, о которых человек должен рассказать, иначе, ему просто трудно жить. Это как беременность, - обязательно нужно родить, нельзя же всю жизнь ходить «на сносях». Кстати, я не впервые обращаюсь к колымской тематике. В 1994-м году по моему сценарию был снят художественный фильм «Золотое дно», у меня лежит нереализованный сценарий «Хищники», и фильмом «Жизнь людей» я вовсе не собираюсь закрывать для себя тему Колымы, ее героической и трагической истории. Это, кстати, о третьей части вашего вопроса: почему многие мои герои – бывшие заключенные? Все очень просто: бывшими заключенными была добрая половина яснинцев, тех людей, которые окружали меня в детстве, которых я помню и люблю.
- Ваши главные герои – дети. Точнее, двое мальчишек одиннадцати–двенадцати лет. И все происходящее вокруг них зрителю предстоит воспринять через призму их сознания. Что их роднит и что отличает?
- В сценарии есть одна как бы вскользь брошенная фраза, которую, вероятно, зритель и не заметит: «А у нас в Чите ни у кого из мальчишек ружей нету». Произносит ее Сашка Арефьев, совсем недавно приехавший с «материка». Витька же, чуть ли не родившийся с ружьем в руках, - абориген, колымчанин. Вот и вся разница. В остальном же никто из них ни в чем особенном не лучше один другого.
- И где вы нашли мальчуганов на такие, прямо скажем, непростые роли?
- Пока нигде не нашел. Я надеюсь встретиться с ними здесь, на Колыме.
- Значит, паре местных парнишек уже уготована судьба кинозвезд, просто они и их родители пока об этом не подозревают?
- Выходит, так оно и есть.
- Иван Викторович, мне почему-то показалось, что миры ваших двух юных героев словно намеренно отделены от мира взрослых. Мальчишки живут строго своей жизнью, хотя в силах сценаристов, постановщиков и актеров найти формы, которые объединят эти миры на экране.
- Я не ставил перед собой такой задачи: объединять миры. Свои проблемы взрослые до поры до времени прячут от детей. К примеру, мальчишка, забравшийся в бабкин старый сундук, давно забытый на чердаке, и обнаруживший там фотографии белогвардейского офицера с шашкой, с усами, с Георгиевскими крестами, мчится к родителям и начинает задавать вопросы: «А кто это такой, а кого он шашкой рубил, а за что ордена?..», и слышит в ответ: «На снимке твой дедушка (или прадедушка), он служил сначала у Колчака, потом у Буденного, затем его...» и так далее. При этом ребенок начинает не только ощущать себя в этом мире как-то иначе, но реально, объективно становится исторической личностью, осмысливает себя как часть мирового исторического процесса, как переходное звено от прошлого к будущему, и поэтому он внутренне изменяется, незаметно для себя становится совсем другим человеком.
- По сценарию они этого процесса не осознают.
- Конечно же, нет! Да это было бы и неправдой. Пусть этот «процесс» ощутят зрители.
- Теперь понятно. А почему такое «глобалистическое» название – «Жизнь людей»? Честно говоря, мне оно показалось несколько претенциозным.
- У Брема есть книга – «Жизнь животных». В ней увлекательно рассказывается о жизни «братьев наших меньших». Мы в своем фильме попытаемся не менее интересно рассказать о жизни людей в маленьком колымском поселке в 1968 году. Это название как-то само родилось. Мне не хотелось бы сейчас излагать сюжет, скажу только, что наши герои оттрубили по лагерям немалые сроки, получили «по рогам» лет по пяти, обрели право стать свободными, построить себе поселок всего в сорока километрах от прежнего места заключения, создать семьи, родить детей... Словом, все как у людей по всей России, только труднее. Так они и живут – как могут. Моют золото, охотятся, рыбачат, сидят, беседуют и спорят за дружеским столом, пьют вино и поют свои песни в поселке Ясный, которого сейчас уже нет, но где я когда-то жил.
- Мне почему-то подумалось: да ведь это же монашеский скит, ушедший под воду вместе с островом, на котором он стоял...
- В известной степени – да. Только скит, образовавшийся по несколько иным законам. В православный монастырь уходят со смирением, а не из гордыни, и уходят туда добровольно, по зову сердца, но не по принуждению извне.
- Согласен. И все же общее что-то есть. Так, хорошо... Главные герои фильма приедут из Москвы?
- Только трое. Четвертый из Питера - Виктор Перевалов. Кто смотрел «Республику ШКИД», легко его вспомнит, Виктора до сих пор повсюду узнают. Более двадцати ролевых актеров наберем на Колыме, будет еще массовка - человек сорок взрослых и около пятнадцати детей разного возраста. В основном нам, конечно, понадобятся профессионалы. Очень рассчитываем на труппу Магаданского драмтеатра.
- Под занавес, Иван Викторович, – несколько слов о себе.
- Школу заканчивал в поселке Спорное, оттуда ушел в армию, потом работал в поселке имени Калинина (это карьер № 4 прииска «Бурхала») мерщиком у маркшейдера, мониторщиком, машинистом бурового станка, помощником экскаваторщика. Оттуда улетел поступать во ВГИК. На каникулах после второго курса двинул на Заполярный Урал, в Ухту, где работал в старательской артели знаменитого Вадима Туманова. Проходил вгиковскую практику в качестве младшего редактора на Магаданском телевидении, куда затащил и своего друга и однокурсника Аркадия Высоцкого. Начал работать в кино с 1988 года, с 1994 года являюсь членом Союза кинематографистов Российской Федерации. На моем счету девять полнометражных фильмов и семь телевизионных сериалов. Среди них есть работы, отмеченные призами международных кинофестивалей. Фильм «Твердолобый» по моему сценарию в 1989 году получил Гран-при международного кинофестиваля в Авиньоне (Франция), а сценарий фильма «Золотое дно» в 1994 году был отмечен призом конкурса сценариев «Надежда» в рамках Ялтинского международного фестиваля. Что еще?..
Охоту всегда любил больше, чем рыбалку... Очень надеюсь встретиться на Колыме со своими родными и друзьями, с одноклассниками, очень соскучился. Безумно рад возможности поделиться со зрителями тем, что помню и люблю, и надеюсь, что они разделят это со мной.

Беседу с автором сценария и режиссером Иваном Бирюковым вел Олег Поветкин.
Вернуться назад