Главная > Духовное поле > У тайны красоты

У тайны красоты


17-05-2007, 09:21. Разместил: redaktor
В конце четвертого курса «вглядывания в жизнь» старшеклассники гимназии № 24, занимающиеся в факультативе «Основы православной культуры», остановили свое внимание на актуальнейшей для их возраста теме «Что есть красота?» – вслед за прозвучавшей из уст их учителя русского языка и литературы Е. Н. Сапецкой поэтической строчкой Н. Заболоцкого решили вместе помыслить над тем, почему красоту «обожествляют люди»?

В православной гостиной, как ребятам захотелось назвать в этот вечер свой культурологический кабинет, у них, как всегда, – гости: епископ Магаданский и Синегорский Гурий, представители городского управления образования, ИПК ПК, учителя разных школ, набирающиеся опыта преподавания сложного учебного предмета семинаристы, журналисты…

На кружевных скатертях нарядные чайные приборы. Вкусно пахнет свежей выпечкой. На экране огромного монитора – сменяющиеся прекрасные виды природы, здания и сооружения, среди которых больше всего поражают воображение своей красотой храмы.
Второй ведущий этого факультатива, иерей Е. Беляков, непростой разговор предлагает начать с определения красивого поступка: ну, какой, к примеру, футбол называют красивым?

– Техничный.
– Честный.

– Когда команда, как одно целое, – спешит повернуть разговор в рамках урока точно в русло темы один из ценнейших игроков «команды ОПК», педагог этой гимназии З. И. Соляникова. Все четыре года она с сопереживанием, активным соучастием посещает факультатив – переосмысливает опыт преподавания своей любимой биологии, прежде не предполагавшей в природе и человеке ни души, ни Бога. Наверное, в новом учебном году решится уже дать ученикам свою серию интегрированных с этим факультативом уроков. Что, кстати, планируют в этой гимназии для себя и многие другие учителя-предметники.

– Взаимопонимание, слаженность – необходимые и в футболе элементы гармонии, – соглашается о. Евгений и предлагает заглянуть в разложенные по столам на листочках афоризмы. «Нет красоты ни в чем без гармонии», – подтверждает на них мнение о. Евгения античный философ Платон.

Теперь, оставя футбол, надо помыслить, какой вообще поступок можно назвать красивым?
– Благородный.
– Искренний.
– Сквозь сердце…
– Во имя добра…
– Бескорыстный.
– Неафишированный.

Но, если никто не видит, кто же оценит, что – красивый? Отец Евгений доволен: дискуссия в начальной части разговора говорит о том, что собравшиеся поговорить ребята и взрослые красиво – технично – входят в обозначенную тему. В конце концов приходят к предложенному Еленой Николаевной компромиссу: красивый поступок – нравственный.
Стремясь внести в разговор более легкую, ироничную нотку, о. Евгений предлагает осмыслить гармонию в музыке: вот сидят двое в зале филармонии и слушают прекрасную сонату, но один – наслаждается ею, а другой – борется с зевотой, беспокоится о том, как бы не заснуть. А у третьего, между тем, магнитофон квартиру вместе со всем этажом содрогает тяжелым роком. Выходит, не все способны чувствовать гармонию?
– Душа у всех разная, – вздыхают факультативцы. – Молодежь именно в такой музыке слышит отражение своих личных переживаний. Но возраст меняется, и музыка тоже начинает нравиться другая.

– Переходный возраст иногда затягивается, – одними глазами улыбается о. Евгений, – и все грохочет и грохочет в домах музыка, соответствующая метанию души. Соседям надо быть очень терпеливыми – так может выражаться духовный поиск, да? Или все же не станет грохотать по нервам соседей красивый – нравственный человек? Как вообще жить красиво – в гармонии с самим собой?

– Одинаково правильно поступать везде – и дома, и в школе, и во дворе.
– Быть уравновешенным.
– Добрым…
– Не ленивым…
– А как вы посмотрите на такой синоним красоты как святость? – дальше озадачивает ребят ведущий. – Если наша Родина – святая Русь, то что же: мы здесь все – святые?
Явная нелепость суждения не ставит, однако, факультативцев в тупик: они давно уверены: святость на Руси всегда была и остается идеалом.
– Дух и душа – сердцевина человеческой природы, которой все мы связаны с Богом, – поясняет сложный момент урока о. Евгений, – святые – это те, кто соединен с Богом. Степень этой соединенности определяет нравственность поступков и даже внешнюю красоту человека.

«Внутренняя красота души разливается подобно таинственному свету по красоте телесной», – читают ребята с листочков на их столах мысль В. Гюго, «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» – апостола Петра.

Но как сделаться красивым, когда Апостол Павел – и тот сокрушается о себе: бедный я человек, что хочу доброго – не делаю, а то злое, чего не хочу… На добрые поступки приходится себя понуждать, бороться со своей леностью. Легче, вдохновеннее это делать, имея перед глазами достойные примеры.

И педагоги для сегодняшнего вечера приготовили своим воспитанникам такой будоражащий, перерождающий душу пример: со старинных фотографий на экране кротко смотрит на них прекрасная и ликом и духом православная женщина – Елизавета Федоровна Романова, супруга незадолго до революции убитого террористом Великого Князя Сергея Александровича. Немецкая принцесса, внучка английской королевы Виктории, сделавшись членом российского императорского дома, она сумела стать не просто русской женщиной, но – православной святой. Потрясает не только отказ от блестящей светской жизни с балами да прогулками в пользу монашества, посвящения себя раненым и больным, бедным и несчастным простым людям, но и сама смерть Великой Княгини в заброшенной алапаевской шахте, куда ее вместе с другими членами царской семьи сбросили большевики. Когда ее тело впоследствии доставали из шурфа 60-метровой глубины, выяснилось, что она вместе с другими упала неглубоко и лежала на небольшой площадке, долго оставаясь живой под ударами бревен и взрывами гранат своих мучителей. Это обнаружила голова лежавшего рядом с нею человека, которую княгиня успела забинтовать обрывками собственного платья, несмотря на то, что рядом с ее телом валялись две неразорвавшиеся гранаты. Она могла, но не стала спихивать их вниз – там находились другие, хоть, может быть, и неживые уже тогда люди…
– Красота и доброта связаны неразрывно, – заключил разговор владыка Гурий. – Добро и есть красота внутренняя, видимая больше Господу. Нам же надо научиться ценить хотя бы красоту внешнюю, выраженную в действии, поступке. Ведь жертвенность, мужественность, порядочность, чистота сейчас зачастую просто высмеиваются. Если в области эстетики наши оценки более часто подвержены переменам (сейчас, согласитесь, во многом по-иному смотрим мы, к примеру, на полотна художников-передвижников), то в области этики они должны быть более стабильными. А это требует воспитания души…
Факультатив «Основы православной культуры» – как раз и есть этот многолетний воспитательный процесс. Заключительные слова Е. Н. Сапецкой сегодня таковы:

– Прикоснувшись к теме красоты, мы с вами будем думать о ней и на других уроках, и просто всю жизнь. Будем стараться видеть красоту, стремиться к ней, жить по ее законам.
Понятие божественности красоты заложено, наверное, в человеке изначально. И дети чувствуют это острее, что явно чувствуется в прочитанных отрывках из сочинений пятиклассников – маленьких учеников Елены Николаевны.

На сегодняшнем уроке, впрочем, красиво было все – изображения, стихи, музыка, мысли, лица по-особому нарядных участников факультатива, в глазах которых мерцали огоньки не только традиционно зажженных на столиках свечей, но и удивительных духовных открытий. Владыка Гурий, поблагодарив педагогов за очередной прекрасный импульс ребятам задуматься о важном, с пасхальным приветствием преподнес гимназическому кабинету культурологии очередной подарок – красивое пасхальное яйцо. Положил начало будущей замечательной коллекции, как когда-то положил начало здешней ныне довольно богатой библиотеке все еще редкой, недостаточно разнообразной в нашем регионе православной литературы.

– Готовясь в будущем учебном году отметить свой пятилетний юбилей, наш факультатив за лето постарается вообще обновить оформление своего класса, – дополнила пожелания владыки директор гимназии № 24 Т. А. Ильяшенко. – Даст Бог, может, и повысим статус самого предмета, как это давно уже сделано в других российских городах. Вот сестры Исакины, занимавшиеся в нашем факультативе, а ныне обучающиеся в Краснодарском крае, прислали в родную школу письмо – рады, что продолжают свое православное образование. Но уже не в факультативе: курс «Основ православной культуры» на их новом месте жительства входит в региональный компонент – т. е. посещается всеми учащимися. На этом уроке и там не ставят оценок, но есть все же зачеты по темам и т. д., что позволяет лучше закреплять изученный материал…
Добро, душевная теплота, духовная наполненность, которую почувствовали дети в этом гимназическом факультативе, не забывается – уходит с ними в большую жизнь. Согревает, оберегает, наставляет в сложных коллизиях принимать правильные решения. И «умом не понять», отчего в нашем регионе до сих пор учиться добру можно только после уроков и с письменного согласия родителей? А зло типа сексуального просвещения детей, напротив, – обязательно, внедряется в разные предметы «подпольно», преподается даже насильно?

Людмила Сидорова.
Вернуться назад