Главная > Общество > ПАРАДОКСЫ ВЛАДИВОСТОКА

ПАРАДОКСЫ ВЛАДИВОСТОКА


4-03-2010, 10:03. Разместил: redaktor
ВО ВЛАДИВОСТОК – НА ОГОНЕК!
Авиамост Магадан-Владивосток задействован уже несколько десятков лет. Это закономерно: Приморье и Колыма связаны географически, исторически и экономически. Главный бросок на золотую землю геологи и горняки совершили из дальневосточных портов. И заселение ее в немалой степени тоже шло с берегов Японского моря. В недавнем прошлом через Магадан из Владивостока международные лайнеры «ходили» в Америку.
Теперь рейсы в приморскую столицу не часты – два раза в неделю, и с посадкой в Хабаровске. Билет «туда и обратно» в декабре прошлого года стоил 24 тысячи рублей. Очень даже недешево, учитывая, что расстояние укладывается в две с половиной тысячи километров. Уместно тут вспомнить: до горбачевской перестройки магаданские пенсионеры летали в Хабаровск на выходные дни. Цены позволяли. Жители Крайнего Севера не ощущали оторванности от «большой земли», не чувствовали вокруг себя замкнутого пространства. Это очень важно для человека, живущего в экстремальных климатических и бытовых условиях.
По разным причинам колымчане наведываются в Приморье. Летом – спешат к солнцу и морю, зимой – по личным и служебным делам. Я же январские каникулы хотел провести в кругу близких мне людей. Замечательно, что потуги «Справедливой России» укоротить их сорвались. Наверное, нет более важных забот у этой партии.
Пассажиры рейса № 380 с явным удивлением рассматривали салон самолета. Явно, что не отечественное производство, хотя какого-то особого комфорта не наблюдалось.
– Что за тип? – интересуемся у стюардессы.
Она почему-то с неохотой поясняет:
– Французский аэробус-320.
Новость для нас. Сидевший рядом пассажир так прокомментировал ее:
– Скоро Россия все гражданские воздушные суда будет закупать, а сама производить только военные самолеты.
Верить или не верить? Судя по информациям о закупке российскими компаниями авиационной техники за рубежом, сообщение моего соседа по креслу близко к действительности. Как могла крупнейшая авиационная держава столь быстро упасть со своей небесной высоты? Страшно тягостная тема для всех россиян, уважающих свою страну. Нашу авиацию бьют судороги.
Вспоминаю август 2009 года. Тогда мне пришлось добираться до Хабаровска на самолете АН-24 Якутских авиалиний. А недавно по телевидению, с изумлением взирал, как этот крылатый ветеран северных трасс загорелся при взлете в аэропорту Якутска. Благо, что в полете не развалился. Это позор для организаторов пассажирских авиаперевозок. Судя по фактам, их мало беспокоит режим безопасности транспортного движения.
Еще одна немаловажная деталь. Некоторые магаданские учреждения заключают на период летних отпусков договоры на перевозки своих сотрудников не с Владивостокавиа, а с фирмой «Якут–авиа», которая возит их в Хабаровск. До Владивостока магаданцы добираются кто как сможет. Неудобство серьезное.
«ЕЛКА УПАЛА В ОБМОРОК»
Как живет Владивосток – русский Сан-Франциско? После Магадана он кажется страшно многолюдным. А число автомобилей, если сравнить с недавним былым временем, фантастично. Они забили все мало-мальски свободные уголки. Подлинное автобезумие!
На каждом шагу магазины, закусочные, банки, юридические конторы и т.д. Бурлит и китайский рынок. Бросаются в глаза фургоны с надписью «Социальная поддержка населения», которые торгуют практически всеми продуктами по сниженным ценам, включая и хлеб. Пример, достойный подражания.
Под Новый год в городе случился очередной инцидент – упала главная елка и, конечно, покалечилась, растеряла свои ветки и иголки. Так и стояла на центральной площади в праздничные дни как общипанная курица. Причина падения обычная – мэрия пожалела деньги на укрепление елочной конструкции. Заметим, что владивостокская елка оказалась самой дорогой во всей Российской Федерации – пять миллионов рублей. Кстати, под предыдущий Новый год владивостокская елка вообще чуть не сгорела. Продолжится ли такая новогодняя традиция?
Ну, а в целом Владивосток живет под вывеской «купля-продажа». Предприятия, которыми он славился, умерли или дышат на ладан. Угасает судостроение – промышленный фундамент Приморья. А идея сделать из него грандиозный развлекательный центр не по душе многим жителям. Они тоскуют по пароходной суете в бухте Золотой Рог.
Однако, не могу устоять, вернусь к елочному сюжету. Вот что написала «Новая газета во Владивостоке»:
«Елка должна была упасть. Если вспомнить жизнь краевого центра в минувшем году, то просто не имела права устоять. Ее падение было логичным, именно поэтому первой реакцией на новость был хохот… Елка упала в обморок».
На ЧП откликнулись и «Дальневосточные ведомости»:
«Еще не начавшись, 2010 год уже вошел в историю Владивостока. Долго его еще будут вспоминать как год рухнувшей елки… Если за миллионы не можем обустроить один пятак в городе – как обустроим весь Владивосток к 2012 году?»
Такова реакция владивостокцев на упомянутое происшествие.
ФЛАГМАН ПОШЕЛ КО ДНУ
Но есть события куда более драматичные. В одной из местных газет натолкнулся на заголовок «Дальзавод будет уничтожен». Это уникальное предприятие со стажем в 120 лет по ремонту и судостроению военного и гражданского флота, изготовлению металлоконструкций любой сложности. Он, пишет газета, «флагман отечественного судостроения, крупнейшее предприятие Дальнего Востока, строившее и ремонтировавшее корабли, перестанет существовать. Все работники Дальзавода будут уволены». Комментарии здесь, как говорится, излишни.
Кроме того, приморцы сильно обеспокоены китайским натиском, увеличением численности граждан Поднебесной в крае. Один из обозревателей в связи с этим явлением пишет:
«… И голосовать будем за депутатов всекитайского собрания народных представителей. По крайней мере, здесь, на Дальнем Востоке».
Он цитирует газету «Ведомости», которая сообщила: Президент РФ Дмитрий Медведев и Председатель КНР Ху Цзиньтао договорились 23 сентября в Нью-Йорке о передаче Китаю в разработку на ДВ и в Сибири более 200 месторождений полезных ископаемых, таких, как каменный уголь, железная руда и драгоценные металлы…
Как уже говорилось выше, в самом Владивостоке проблем хватает, и их, думается, не лишне сравнить с магаданскими, чтобы при необходимости извлечь соответствующие уроки. Призадуматься, например, нас заставляет «Тихоокеанский комсомолец». Под рубрикой «Приморский колорит» он публикует заметку «На стройках АТЭС взбунтовались гастарбайтеры». Речь там идет о многотысячном коллективе иностранных рабочих, которым компания «Крокус Интернэшнл», главный подрядчик строительства объектов будущего саммита АТЭС-2012 на острове Русском, не выдавала зарплату несколько месяцев. Причем они на стройках официально даже не оформлялись. Как могло подобное произойти на ответственной, государственной важности стройке?
Знаковое событие для Приморья – ввод в эксплуатацию нефтеналивного терминала в порту Козьмино, недалеко от Находки. Это конечный пункт первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что ничего нигде не говорится о сооружении нефтеперерабатывающего комплекса, чтобы не гнать за рубеж сырец. По Владивостокскому телеканалу можно было ознакомиться с позицией премьер-министра Владимира Путина. По его мнению, поставлять сегодня сырую нефть потребителям выгоднее, поскольку отсутствуют затраты на ее переработку. Как бы то ни было, но строительство поселка на четыре тысячи жителей – работников будущего перерабатывающего комбината, было приостановлено. Видимо, Магадан нескоро получит бензин, керосин и мазут, полученные из восточносибирского «черного золота» на берегу Японского моря.
Еще один значимый момент: в корпусном цехе Дальзавода налаживается выпуск легковых автомобилей с конвейера «Соллерса». Но смешно сказать – всего здесь пока появится 50 «новых» рабочих мест. Для сравнения – судоремонтников насчитывалась тысяча.
… Новогодняя непогода (как и Магадану) доставила массу хлопот Владивостоку. Дороги и улицы покрыли глубокие сугробы. А тут с визитом едет премьер! Городские власти нашли выход из положения, о котором «Арсеньевские вести» так написали:
«… Около администрации Спасского района с утра толпились люди с объемными сумками – это безработные, стоящие на учете в местном Центре занятости населения, отправились на очистку краевого центра ото льда и снега. Делились друг с другом информацией: обещают, мол, кормить три раза в день, пятьсот рублей – ежедневная получка… В Спасске и его окрестностях давно уже, как говорится, нечего ловить. Остановились заводы, замерли стройки. Еще плачевнее дела на селе».
Напомним, что Спасск – город героический, о нем поется в известной песне «Штурмовые ночи Спасска…» А нынче у него существование без радужных иллюзий. Се ляви!
Правда, у приморцев есть и радостные сюрпризы. Так, губернатор Сергей Дарькин заявил о «замораживании» тарифов на услуги ЖКХ на 2010 год. Тариф на тепловую энергию для мощностей Дальневосточной генерирующей компании остается прежним и составит чуть более одного рубля за гигакалорию.
***
Неумолимо близится время летних отпусков. Сотни магаданцев вновь двинутся во Владивосток, в дальневосточные субтропики, туда, где растут сливы, виноград, абрикосы и арбузы, к теплым пляжам Японского моря. Были бы только всем им доступны цены на билеты! Отличным подарком явилось бы и расширение льгот на авиаперелеты для жителей Дальнего Востока. Ведь Минтранс извещал, что в 2010 году программа будет расширена за счет новых маршрутов, а также рейсов с Камчатки, из Магадана и Якутска во Владивосток, чтобы жители региона могли отдыхать в Приморье. Да, хорошо, если министр Левитин выполнит свое обещание.
Материал подготовил
Петр ЛИВАНОВ.
Магадан – Владивосток.

Вернуться назад