Главная > История. Память > Ключ от полярного круга

Ключ от полярного круга


10-05-2007, 10:06. Разместил: redaktor
К 70-летию со дня рождения А. В. Мифтахутдинова
Писатель Альберт Валеевич Мифтахутдинов родился в 1937 г. в г. Уфе в семье флотского офицера. Его школьные годы прошли в европейском Заполярье, студенческие – в Киеве, где Альберт Мифтахутдинов окончил факультет журналистики Киевского университета. По окончании университета работал на Чукотке корреспондентом окружной и областной газет, ихтиологом, техником-геологом, инспектором красных яранг, сценаристом.

Романтически настроенный юноша, яркий представитель поколения шестидесятников, он стремился как можно глубже познать окружающую его природу, образ жизни , обычаи и внутренний мир чукотских оленеводов, зверобоев, эскимосских морских охотников. Именно в молодые годы он изобрел Ключ от Полярного круга, Кодекс Чести Северянина. В последний раз Мифтахутдинов был на Чукотке в августе 1991 г. всего за два месяца до смерти. Он организовал экспедицию по установке геодезического знака «Центр Чукотки».
С 1973 г. жил и работал в Магадане. В 1973-1982 гг. – ответственный секретарь областной писательской организации. Поездки, экспедиции, дружеские связи с жителями Колымы и Чукотки, геологами, журналистами, писателями наполняли впечатлениями душу художника и в дальнейшем служили основой для многих его книг.

Ранние произведения писателя стали появляться с начала 1960-х годов на страницах газеты «Советская Чукотка», альманаха «На Севере Дальнем», журнала «Смена», газеты «Молодежь Молдавии». Затем последовали сборники рассказов и повестей «Расскажи про Одиссея» (1967), «Головы моих друзей» (1969), «Очень маленький земной шар» (1972), «Аттаукай – похититель женщин» (1977), «Время игры в эскимосский мяч» (1978), «Дни ожиданий» (1979), «Спроси заклинателей духов» (1982), «Совершенно секретное дело о ките» (1983), «Закон полярных путешествий» (1986), изданные в Москве, Магадане, Владивостоке. Его произведения издавались на языках народов СССР, а также за рубежом – на английском, испанском, болгарском, чешском, польском, венгерском языках. Последняя его книга «Крестовый поход на блондинок» была напечатана через три года после смерти писателя в 1994 г. В ней лучшее из того, что А. Мифтахутдинов успел написать и подарить людям.

Известен писатель и как автор сценариев документальных фильмов «Встреча с Чукоткой», «Амгуэма», «Перевал», «Сиреники», «Берег молчания», «Фруктовый рейс» и других.
А. Мифтахутдинов – действительный член Географического общества СССР, был делегатом 4-го и 5-го съездов Союза писателей РСФСР, членом правления Союза писателей РСФСР (1974-1978 гг.). Лауреат премии Магаданского комсомола 1973 г. за сборник «Очень маленький земной шар». Кавалер ордена «Знак Почета». В 1989 г. удостоен звания «Заслуженный работник культуры РСФСР».
Скончался в ноябре 1991 г.

Творчество А. Мифтахутдинова – самобытный мир, в котором, по словам Н. Шундика, «без всякого сомнения, воссоздана вся Чукотка». Уже первая его книга «Расскажи про Одиссея», состоящая из 15 небольших рассказов, привлекла внимание читателей и критики. В ней проявился талант молодого художника, особенно в создании неповторимой художественной атмосферы рассказов, добрых, мягких, полных юмора и лиризма, где присутствует призрачная, порой почти неуловимая нота печали. Лучшие рассказы сборника иногда напоминают своеобразные музыкальные зарисовки. Художник акцентирует внимание на нравственных проблемах, некоторые рассказы молодого прозаика восходят к традициям русской новеллистики с ее психологизмом, принципом ориентации на мысль читателя, проникновенным лиризмом и драматизмом.
В своих произведениях писатель стремился отобразить и осмыслить жизнь современной Чукотки во всей ее полноте и сложности. Его не только восхищали яркие достопримечательности северной природы, но и тревожила ее судьба, не только удивляли своеобразные обычаи аборигенов, но и беспокоила мысль о сохранении опыта национальной культуры...

Книги Мифтахутдинова требуют внимательного, вдумчивого прочтения. Узкосеверную тематику писатель сумел поднять до высоты общечеловеческих проблем. Герои его книг, как и персонажи мировой литературы, озабочены поисками смысла жизни, проблемами добра и зла, жизни и смерти. Все произведения А. Мифтахутдинова дополняют и углубляют друг друга в философском и художественном плане. Они пробуждают у читателей, никогда не видевших Севера, светлую тоску о нем.

(Календарь дат и событий
обл. библиотеки им. А. С. Пушкина).

Альберт Мифтахутдинов порой пишет слишком красиво. Я бы не назвал это недостатком. Скорее это свойство меняющегося, развивающегося таланта. Избыток чувств и мыслей ищет выхода, ищет своего выражения. Иногда берутся первые попавшиеся слова и из них пытаются лепить образ Севера. Порой проглядывает что-то знакомое, волнующее, но в целом это лишь вызывает сочувственную улыбку. Север сдержан и мужествен в проявлении своих чувств. Все это трудно выразить словами, трудно написать, потому что это по-настоящему прекрасно. Мифтахутдинов ищет. Находки с годами становятся все более частыми.
Юрий РЫТХЭУ.

Из этого парня выйдет настоящий писатель. Потому что он долго и тяжело болеет типичной болезнью - романтической влюбленностью в Север. Люди, перенесшие эту болезнь, на всю жизнь сохраняют верность к холодным краям и (это - уже загадка эволюции) почему-то становятся писателями...
Фарли МОУЭТ.

Произведения А. Мифтахутдинова очень настойчиво убеждают читателя: экстремальные природные и экономические условия Севера требуют повышенной душевной открытости в отношениях людей, высоких нравственных качеств. Потенциал Севера, его возможности, его будущее в значительной мере зависит от того, насколько эта духовная сила объединит здесь людей.
Кирилл НИКОЛАЕВ.
Анатолий Пчелкин

К ПОРТРЕТУ. Очерк
Анадырь. Улица Мира. Пурга на струне экстаза
свищет, клокочет, воет, скрежещет песком по окнам,
по нервам серпом. Истошно скрипит, качается фанза,
а как еще назовешь эту шхуну в краю, далеком

равно от Питера и Пекина, Лос-Анджелеса, Парижа
и прочих культурных центров, не менее удаленных
от рваных стен, над которыми едет и едет крыша?
Едет, а все ни с места. О лежбище душ влюбленных!

Радиоприемник «Рекорд», настроенный на Жанейро
(тот самый, который Рио, – в тысячах верст отсюда),
визжит не хуже метели. И, кажется, – плачут недра.
Недра. И атмосфера. И под столом посуда.

Алик Мифтахутдинов, притопывая унтами,
танцует – от пишмашинки – к кагору на табурете.
Он растворен в регтайме. Он молод еще летами,
и сердце его выдерживает не только нагрузки эти,

но чай, непроглядней ночи, в окрестностях Ванкарема,
нартовые пробежки по льдинам вдоль Океана,
любовь к Габи Зейферт, Лорке, прозе Куваева, Хэма
и – чтобы Майя любила, а Мила бы чтоб ласкала.

А утром – опять газета. И седовласый Рубин,
накручивающий прядку на указательный палец.
Шеф – мамонт от журналистики.
Рассеян он и углублен
и лишь в бытовых вопросах – сущий неандерталец.

А мы и вовсе вне критики: что нам до бытовухи?
Одарены талантом к щедрости и бездомью,
спирт рукавом закусываем, спим на Полярном круге,
бескрайность Страны Романтиков
чувствуя всей спиною…

… Не думал писать поэму. Нечаянно, так уж вышло,
гольно-презренной прозой заговорил я с Вами.
То – прекрасное! – Время
В нас что-то сожгло, но выжгло
Кое в ком и присягу Алькиными словами:

«Я НЕ ПОКИНУ СЕВЕР!»….

Между тем, читатели продолжают присылать письма А. Мифтахутдинову. Он для них поистине живой! Одно из таких писем пришло недавно из поселка Янталь, Иркутской области...

«Дорогой Альберт Валеевич!
Вот уже 10 лет, как я собираюсь написать Вам, да все - то какая-то работа останавливает, то времени не найдешь… Да что я Вам говорю, Вы и сами знаете как быстротечно время.
Мы с Вами одногодки и 6 лет моей жизни отдано работе в Магаданской области (Северо-Эвенск). Навсегда остались в душе эти изумительные места, и навсегда осталось сожаление, что в свое время я покинула этот край.
С Вашими книгами я познакомилась в Северо-Эвенске, сразу влюбилась в Ваших героев и покорена Вашим талантом писателя. Две книги «Совершенно секретное дело о ките» и «Закон полярных путешествий» живут у меня на книжной полке, вместе с другими моими любимыми книгами. Когда мне бывает плохо и неуютно в этом мире, я беру их и снова живу вместе с ними там, далеко в Ваших суровых краях, вновь и вновь переживая их путь, жизнь Ваших друзей, давно ставших и моими друзьями. Но мне очень хочется знать о Вас и о Ваших книгах больше, поэтому я пишу Вам, скорее всего очень занятому человеку. Буду бесконечно благодарна, если напишете мне и пришлете свои более поздние произведения.
Очень надеюсь и жду.

С любовью и уважением,
Элеонора Нарышкина».
Вернуться назад