Главная > Образование. Наука > С XIV городской научной конференции школьников

С XIV городской научной конференции школьников


19-04-2007, 08:56. Разместил: redaktor
Этот проект в Магадане начался задолго до принятия более обширного – национального приоритетного проекта «Образование». В короткие весенние каникулы уже в 14-й раз в стенах ЭБЛ собиралась научная общественность столицы Колымы обозреть, кем прирастать будет в ближайшие годы? Городская конференция юных ученых – наше, так сказать, фирменное, оригинальное средство профилизации системы образования и профориентации школьников.

Открывая ее, заместитель мэра Ю. Ф. Гришан порадовался тому, что количество докладов учащихся растет год от года. В нынешнем 178 ребят из 18 школ и 2 учреждений дополнительного образования Магадана представили на суд экспертов 150 творческих работ. Среди них есть, как и на акции «Я – гражданин России», представляющие практический интерес для городских властей.

Поприветствовав эту давно обретенную городом удачную форму работы с одаренными детьми, заместитель начальника департамента образования администрации области Е. Н. Алексеева отметила, что уже несколько раз этот городской форум принимал у себя гостей из магаданской глубинки. Нынешней весной свои научные исследования на конференцию представили учащиеся школ Ягоднинского, Сусуманского, Среднеканского, Тенькинского и Ольского районов.

Бессменный член жюри этих чтений – к. ф. н., доцент СМУ Е. М. Гоголева вспомнила, как когда-то на первых, рядом с основоположницей этого форума Н. С. Проскуриной, учила юных экспериментаторов в области биологии навыкам ведения научной дискуссии. Вскоре секций на этих Чтениях стало много, а в университете сначала среди студентов, потом аспирантов и молодых ученых стало много знакомых лиц – выходцев из этого давшего им старт в науку молодежного форума нашего «самого научно перспективного города Магадана».

Секций в этот раз было 11. Хотелось попасть в каждую, чтобы услышать, какие именно проблемы ныне занимают молодые умы? Какие подходы они проложили к старым, давно волнующим науку и общество темам?
Жизнь во главу угла ставит сегодня технологии и, соответственно, развивающие их точные дисциплины. Правда, тенденция эта в городе нашем пока не получает существенного подкрепления: из 16 докладов секции математики и информатики «царице наук» посвящено было всего 11. Причем 6 из них – стендовые. И все – на тему «золотого сечения» в архитектуре. Причем с полностью противоположными выводами. Эксперты шутят: может, в будущем учебном году удастся-таки прибиться хоть к какому-то одному? Из математических жюри понравился доклад Анастасии Ионовой из лицея

№ 1 им. Н. К. Крупской о том, как тексты задач влияют на интерес школьников к изучению этого предмета.
В числе экономических проектов наиболее удачными были работы Даниила Таранца и Елены Барсуковой из гимназии

№ 24 о развитии малого предпринимательства и о расчете стоимости коммунальных услуг, а также оригинальный проект Артура Гуйо из Английской гимназии по созданию в Магадане предприятий по производству средств для мытья окон.

В секции физики и информатики 10 из 13 докладов были из области последней. В числе лучших – информационная программа братьев Владимира и Сергея Колубеловых из лицея № 1 им. Н. К. Крупской по подготовке и проведению тестов по различным учебным дисциплинам. Экспертами отмечена практическая направленность работы Михаила Куликова из СО (РК) Ш № 2, занимающегося созданием официального сайта своей школы. За искусство программирования поощрен также Николай Волков из гимназии № 30, разработавший учебного графического исполнителя Буратино.

В общем эксперты этих секций творчеством школьников остались довольны, но надеются, что в будущие годы наполнение «технических» секций проектами с новыми красивыми мыслями все же значительно возрастет и хотя бы догонит по количеству направление гуманитарное.

Десяток докладов секции наук о земле поровну разделился по сферам экологии и геологии. Лучшие работы здесь представили ученики гимназии № 24 Александр Ермоленко, изучающий геоэкологию Наталкинского месторождения, и Антон Болотов, занимающийся проблемой типоморфизма самородного золота на участке Хурчан. Предотвратить экологическую катастрофу на буроугольном месторождении в долине реки Ланковая в своем проекте создания национального парка пытаются ученицы СОШ № 23 Екатерина Панферова и Надежда Резаева. Как и в прошлом году, оригинальную идею о влиянии землетрясений на образование золотых россыпей вниманию жюри предложил ученик 6 класса СОШ с УИОП № 29 и ДЭЦ Александр Грызлов.
Стал значительно моложе в нынешнем году, отметили эксперты, и контингент докладчиков биохимической секции. Самый интересный доклад – о влиянии на организмы электромагнитного излучения мобильных телефонов – предложили ученицы Английской гимназии Светлана Пономарева и Евгения Самсонова, эта работа рекомендована к заслушиванию на межвузовской конференции. Также заслужила пристального внимания жюри работа Ульяны Дергачевой из СО (РК) Ш № 2 по определению наличия йода в морепродуктах.

Секция наук о здоровье человека для представления на студенческой конференции определила исследование Натальи Василиной и Сергея Вишнякова из СОШ № 20 уровня адаптационного потенциала их сверстников как показателя социально-экологического состояния. В числе лучших «медицинских» работ жюри также отметило доклад о химических элементах в организме человека Николая Аврамова из гимназии № 24.

Из числа юных психологов перед студентами разных вузов Магадана свой доклад о связи стиля поведения старшеклассников в конфликтных ситуациях с типом реагирования на фрустрацию вновь прочтет ученица Английской гимназии Екатерина Вайсман. Среди других отмеченных жюри в числе лучших работ – исследование образа будущей семьи у старшеклассников гимназии № 30 Романа Ткачева и влияние осознанных снов на психологическое и эмоциональное состояние человека ученика эколого-биологического лицея Антона Степанюка.

Наибольшее число работ участников нынешней конференции было посвящено проблемам дисциплин гуманитарного цикла. По десятку работ было заслушано в секциях обществознания, истории и краеведения.
Среди работ обществоведческого направления выделялись: «Глобализация. Благо или зло?» Марины Тимофеевой из гимназии № 13, анализ демографических процессов нашего региона Дмитрия Жукова из Английской и попытка решать проблему трудоустройства магаданских школьников ученицами СОШ с УИОП № 29 Юлии Асауловой и Оксаны Швец.

В исторической секции дипломами отмечены доклады: «Отечественная история в истории России» Валентины Родькиной из СОШ с УИОП № 4, о русско-индийских отношениях в XIX веке Ильи Алембаева из гимназии № 13 и направленный на студенческую конференцию доклад о «зеленом движении» Бориса Дадашева из СГЛ.
В секции краеведения из заслушанных ученических трудов наиболее интересными признаны работы магаданцев: ученицы СОШ с УИОП № 29 Ксении Кусенко о творческом пути нашей известной современницы – профессора Н. С. Цепляевой, ученика гимназии № 13 Романа Василюка – о развитии в его альма-матер кадетского движения и ученика СО (РК) Ш № 2 Никиты Геращенко – о роли А. Т. Васьковского в развитии науки на Северо-Востоке. Последнее сообщение будет заслушано и на межвузовских Чтениях.
Просто глобальное (по 20!) количество докладов заслушивалось после пленарного заседания в секциях лингвистики и литературоведения.

Среди в большинстве случайных интересов по праву получили свои дипломы и приглашения участвовать в межвузовской конференции преданные лингвистике юные ученые – с 8-х классов участвующие в работе этой секции Екатерина Соколянская из гимназии № 13, глазами А. С. Пушкина читавшая тексты С. П. Крашенинникова, и Татьяна Климова из Английской, системно занимающаяся фонетикой русского языка.
«В затылок» им дышат успешно выступившие на этой конференции Наталья Мороз из Английской гимназии, исследующая особенности «природной» метафоры у С. Есенина, и Анастасия Бачурина из гимназии № 24, заинтересовавшаяся переводами одного из фрагментов стихотворения Л. Кэрролла «Джаббервокки».
В секции литературоведения из магаданцев лучшими были выделившая особенности функционирования сравнений в поэме В. Маяковского «Облако в штанах» Екатерина Жукова из гимназии № 24, изучавший нравственную проблематику в «фантастическом» рассказе Ф. М. Достоевского «Бобок» Сергей Кузин из гимназии № 30 и продолжающий искать новые грани в творчестве А. С. Пушкина Дмитрий Самохвалов из гимназии № 13.

В принципе, во всех секциях было заявлено много интереснейших тем. Однако раскрытие их не всегда соответствовало ожиданиям. Увы, немало было обыкновенных рефератов – компиляций, не оживленных свежей исследовательской мыслью. Многие стендовые доклады (например, о грешном и святом в русском языке или о духовных основах поэтики русской классической литературы) при наличии исследовательской базы по актуальности, своевременности тем могли бы стать украшением, «гвоздями» своих секций. Впрочем, быть может, их, доработанные, мы с удовольствием выслушаем на следующей, XV конференции?
При условии, конечно, что оргкомитет ее строже, чем ныне, подойдет к отсеиванию рефератов, а докладчики овладеют новыми мультимедийными средствами настолько, чтобы в секциях появилось, наконец, время для ответов на вопросы, дискуссии, обсуждения – все то, что придает этим чтениям взрослый, по-настоящему научный уровень.
Людмила СИДОРОВА.
Вернуться назад