Главная > Образование. Наука > ШАГИ МАЛОЙ АКАДЕМИИ

ШАГИ МАЛОЙ АКАДЕМИИ


19-02-2009, 09:16. Разместил: redaktor
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте, ныне ободрены,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!..
М.В. Ломоносов.
Без светоча науки и с нефтью будут потемки.
Д.И. Менделеев.
В гимназии №24 (директор Татьяна Ильяшенко) завершилась шестнадцатая конференция малой академии гимназических наук и искусств. Было представлено десять секций, а именно: психологии, математики, естественных наук, культурологии, истории и краеведения, лингвистики, литературоведения, физики и информатики, обществознания, лингвистики (русистики). Заслушано 70 докладов учащихся. Доклады сопровождались диаграммами, рисунками, проекцией части иллюстраций на экран.
В жюри входили доктора наук, кандидаты наук, научные работники, преподаватели.
Задачу конференции емко определила кандидат педагогических наук Виктория Тукиш: «…выявить талантливых одаренных учащихся гимназии № 24 и пропагандировать тот опыт, что накоплен в гимназии…»
В ДЕНЬГАХ ЛИ СЧАСТЬЕ?
Докладу ученицы Азады Гулиевой предшествовал эпиграф «Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми».
Доклад называется «В деньгах ли счастье?»
«Роль денег среди прочих факторов, побуждающих человека к деятельности, – психологи изучают более 100 лет, – говорит докладчик, – но и по сей день не пришли к однозначным и безусловным выводам».
В докладе четко прослеживается логическая линия, направленная к выводу, насколько определяющей является роль денег в потребности счастья, и является ли роль денег доминирующей. Опрос, проведенный среди учащихся гимназии (за пределы гимназии он не выходил), говорит, что счастье – это любовь. 30% гимназистов ответили именно так. Деньги набрали 10%, 17% ответили, что счастье – это наличие семьи и близких людей.
Выходит, 90% учащихся не считают, что счастье – это деньги.
12% верят в то, что бескорыстное добро, польза людям, а также радость за себя и близких сделает их счастливыми.
Напрашивается вывод: деньги – это инструмент, «автомашина», куда направишь – туда и приедешь.
Доклад, как и у других школьников, построен по плану.
К примеру, вторая часть «основы счастья» имеет такие разделы: понятие о счастье, сколько стоит счастье, описание мозгового штурма «счастье в деньгах», анкетирование старшеклассников.
Интересны рекомендации при общении с продавцом (есть в докладе и такой раздел). Вот, к примеру: «Продавец-профессионал понимает, что любезность – безотказное оружие. Мы же никак к этому не можем привыкнуть и расцениваем улыбку, как жест личного расположения. Не спешите. Вы пришли к продавцу за покупкой, а не ради личного общения. Тем более, что удовольствие от беседы быстро пройдет, а огорчение от неудачной покупки останется надолго».
(Руководитель А. Гулиевой, преподаватель И.Н. Аврамова).
Весьма полезный, нужный доклад на секции психологии был прочитан ученицей 9 класса Татьяной Костяевой (руководитель А.А. Аверьянова). Тема доклада: «Путь к материнству начинается с младенчества». Вот его начало.
Глава I. Проблема хорошей матери. «Вы когда-нибудь наблюдали, как ведут себя с младенцем разные мамы в поликлинике, ожидая очереди на прием к педиатру?»
Автор рассказывает, как реагируют матери на поведение своих детей и, отталкиваясь от этого, определяет какие же будут результаты. Об этом идет речь во второй части доклада «Материнская компетентность».
Из третьей части доклада аудитория узнала, как формируется психологическая готовность к материнству.
Безусловно, этот доклад нужно читать не только на секции психологии, но и во всех старших классах как девушкам, так и юношам. Материал доклада хорошо запоминается.
А вот этапы работы Николая Аврамова (10 класс), секция психологии, на тему подросткового суицида в современном обществе. То, что это случается, давно известно. Проблема тяжелая и требует к себе внимательного и деликатного отношения.
Вот как выстроил свою работу Н. Аврамов. Он сначала поставил задачу определить отношение подростков к суициду, разбив ее на отдельные части, поскольку сложное слагается из многих элементов. Здесь и описание подросткового возраста, и определение наиболее распространенных причин ПС. В задаче поставлено определение суицидного риска и ряд других вопросов. Умение правильно поставить вопрос – это путь к решению задач.
В докладе прозвучали и анкетные вопросы, обращенные к ученикам 5, 7, 10 и 11 классов.
В заключение автор говорит: «Один из психологических подходов к разрешению проблем внутренней готовности личности к суициду – это переключение сознания личности на какие-то заботы альтруистического характера. Хорошо известно, что суицид по самому своему существу есть проявление глубочайшего эгоцентризма».
(Руководитель И.Н. Аврамова).
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
Секция культурологии. Ее работа началась с доклада ученицы 7 класса Алисы Тузиковой «Святой великий князь Александр Ярославович Невский (руководитель К.А. Попков).
Символично, что доклад об Александре Невском был первым. По телемарафону, прошедшему по России, из всех значительных имен, связанных с историей России, ее граждане на первое место поставили святого князя.
В докладе Алисы рассказывается о родословной князя, его молодых годах, проводимой им политике.
Опираясь на исследовательскую литературу, Алиса указала, какую оценку дали князю известные мыслители Руси. В докладе говорилось о том, как увековечена о нем память, представлена библиография.

Напрасно строгая природа
От нас скрывает место входа
С брегов вечерних на Восток
Я вижу умными очами;
Колумб Российский между льдами
Спешит и презирает рок…
М.В. Ломоносов.
ОТ АЛЯСКИ ДО КАЛИФОРНИИ
Обстоятельно выступил на конференции ученик 11 класса Александр Пастюк. Он рассказал о просветительской деятельности святителя Иннокентия Вениаминова на Северо-Востоке России в 19 веке.
В докладе описаны детские годы Иннокентия Вениаминова, в миру Ивана Евсеевича Попова, о том, как он жил мальчиком в Иркутской губернии, о его учебе в духовной школе, в семинарии. Отдельные штрихи дают четкую картину того времени, показывают людей, окружавших Вениаминова.
А. Пастюк рассказывает: «В 1823 году в Иркутскую епархию поступил указ Священного Синода, в котором предписывалось по договору с Российско-Американской компанией направить на Аляску сроком на пять лет священников-добровольцев. В это время Русская Америка (это все побережье Северной Америки от Аляски до Калифорнии) принадлежала России по праву открытия и входила в ведение Иркутской епархии…»
Далее А. Пастюк рассказал о том, как Вениаминов вместе с семьей направился, а маршруты в то время были нелегкими, в Русскую Америку. Это путешествие заняло более 14 месяцев…
После служения в Русской Америке Вениаминов вернулся в Россию, был святителем на Камчатке, находился в рискованных поездках по Колыме и Чукотке, Дальнему Востоку, служил в Якутии, куда перенес епископскую кафедру и где совершил первое богослужение на якутском языке. Иннокентий Вениаминов разделял взгляды российских правительственных кругов на значение реки Амур, Приморья и острова Сахалин в стратегии России на Дальнем Востоке и способствовал ее реализации, – говорил А. Пастюк.
Из доклада учащиеся узнали, что Вениаминов «посещал территорию поселков Гижига, Тауйск, Тахтоямск, Ямск… Одаренность святителя позволила ему освоить шесть языков местных племен на территории Русской Америки… Священник приступил к созданию национальной алеутской письменности, которая до XIX века не существовала. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 1977 года он был причислен к лику Святых.
При подготовке к докладу автор пользовался педагогической и богословской литературой. Консультант ученика – доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения и дошкольного воспитания СВГУ кандидат педагогических наук В.А. Тукиш.
(Окончание на стр. 24).
(Окончание, нач. на стр. 23).
И ЗВУЧАЛИ СТИХИ…
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Поэтично звучал доклад ученицы 7 класса Кристины Шлыковой «Михайловское – поэтическая родина А.С. Пушкина» (секция литературоведения). Поэзия не пересказывается. Стихи поэта Кристина читала, а в это время на экране перед аудиторией возникали пейзажи русской природы. Поэзия воспламеняет чувства, завораживает, уносит «к волнистым туманам».
Стихи чередовались с рассказами о жизни Александра Сергеевича в Михайловском, о его друзьях, которые навещали поэта, о творчестве. И слушалось, и смотрелось все это с интересом.
Руководитель К. Шлыковой, А.Д. Климентьева.
ЧИСЛО – ЗАЛОГ УСПЕХА
Бойко, внятно, аргументированно выступил на секции математики ученик пятого класса Николай Муравьев. Тема «Числа и цифры разных народов».
Николай рассказал, как развивалась числовая грамотность у греков и славян, египтян, в Вавилоне, у римлян и майя, в Китае, о том, как считаем мы.
Меня не покидало ощущение, что мир чисел и формул стихия Николая. При этом вспомнились слова Дмитрия Ивановича Менделеева: «Если в слове – начало, то в числе продолжение сознательности, просвещения и всего успеха или прогресса человечества».
Руководитель ученика В.И. Меркулова.
ВСЕ О ЕГИПТЕ
«Египет – страна с одной из старейших и самых захватывающих историй мира, наследие которой мы можем видеть сегодня», – так начал свой доклад один из младших участников конференции пятиклассник Валерий Джибилов, научный руководитель его учитель истории и обществознания Н.Н. Хворост.
Ученик рассказал аудитории о богах древнего Египта, сравнил их с богами древней Греции, показал различия, определяющие менталитет нации.
Учащийся демонстрировал аудитории рисунки с изображениями египетских богов, выполненных на ватмане.
Роль наук служебная, они составляют средство для достижения блага.
Д.И. Менделеев.
ПАРАПЛАН И ЗОЛООТВАЛ
Интересный доклад был подготовлен Кристиной Кузьмичевой, ученицей 10 класса, секция физика, информатика. Тема «Исследование электромагнитных волн, испускаемых сотовыми телефонами, с помощью звуковоспроизводящей головки магнитофона».
Уже первые слова доклада вызывают интерес: «При изучении некоторых аспектов физики, я обнаружила такой интересный факт: если к звуковоспроизводящей головке магнитофона подвести сотовый телефон с работающим проигрывателем, то звук от него передается на колонки магнитофона. Я решила выяснить природу такого явления».
Интересен был и второй доклад К. Кузьмичевой, прочитанный на секции естественных наук. Он был посвящен «Использованию золоотвалов Магаданской ТЭЦ для производства чистящих средств». (Руководитель Н.В. Савченко).
Здесь и вводная часть с кратким описанием существующих золоотвалов, и описание используемых методов при разработке проекта, описание класса опасности золы. Дается краткая характеристика состава отходов.
Выводы проекта имеют под собой аналитическую базу.
«РЯДОМ С ПТИЦАМИ»
С таким докладом выступила на конференции ученица 6 класса Юлия Горковенко (руководитель И.Н. Аврамова) на секции истории и краеведения.
В докладе рассказывалось о том, как возник параплан и как парапланеризм становился на крыло в Магадане.
Вот оп¬ределение параплана. «Параплан – это сверхлегкий летательный аппарат, созданный на базе семейства двуоболочных планирующих парашютов».
Затем называется имя его изобретателя Домино Джальберт, год изобретения 1964, рассказывается о том, как устроен этот летательный аппарат, что позволяет ему летать. Дается определение аэродинамических качеств параплана. Аэродинамическое качество показывает сколько метров по горизонтали может пролететь безмоторный ЛА (параплан) при потере одного метра высоты, если воздух неподвижен, диапазон скорости от 24 до 65 км/час.
Мировой рекорд полета – 507 километров.
Ю. Горковенко говорит о том, что это «опасное увлечение, связанное с повышенным риском», о воздушных потоках, используемых парапланеристами в полетах, о том, что «Магадан можно считать своеобразной Меккой для парапланеристов». Этому способствует «роза ветров» города.
Аудитория узнала, что в Магадане в 1999 году создан клуб парапланеристов, и что магаданцы осваивали воздушные потоки в Турции, Индии, Венесуэле, Непале, Австралии, а в 2008 году боролись за кубок Дальнего Востока.
Вот тема доклада девятиклас¬сницы Анастасии Ковалевской (консультант – преподаватель иностранного языка И.А. Хоменко) – «Этимология лексемы «свет»: первая глава книги Бытия».
Пройдем по некоторым ее граням. Отправным моментом исследования рождения слова А. Ковалевская взяла Библию. «И сказал Бог: «Да будет свет. И стал свет». «Свет» – первое слово, произнесенное Творцом».
И далее: «Да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений и времен, и дней, и годов».
В учебнике физики такая трактовка значения слова света: «Свет – это излучение, но лишь та его часть, которая воспринимается глазом. Предметы мы видим тогда, когда они освещены».
Далее Ковалевская рассматривает значение слова на греческом, где слово свет звучит как Photos – корень многочисленных терминов фото.
Затем следует латинское обозначение слова свет – Lux, Iucis – сияние, блеск и производные от этого слова (люстра, иллюстрация, лысый)… И далее, автор приводит слушателей к словарю Даля, где такие производные как «Светок, цвет, святой».
Вывод ученицы – несмотря на разницу звучания слов, этимологически они связаны.
Четко с обозначенными методами раскрытия темы прозвучал доклад ученицы 10 класса Кристины Кузьмичевой (руководитель И.Н. Аврамова).
Тема доклада «Апокалипсис в культуре».
Автор, обращаясь к аудитории, говорит: «Что заставляет и наших современников, и тех, кто жил много веков назад, обращаться к Библии? Как трактуют ее люди разных эпох? Какие нравственные уроки мы можем извлечь из этого материала?»
Теперь посмотрим, как автор подходит к работе на данную тему. Прежде всего, ее цель. Вот она: «Исследование причины обращения к этой теме деятелей искусств разных времен».
Автор ищет определение понятия апокалипсис. Источников достаточно, но единого мнения в толковании слова нет. В переводе с греческого апокалипсис – откровение…
Надо сказать, что конференция проходила слаженно, четко, организованно. Учащиеся вкладывались в отведенное для выступления время. Говорили доходчиво, владея логикой доказательств, ясно излагали мысли и суть темы. Думается, что многие из них могли бы со своими докладами выступить по магаданскому ТВ, тем более, что этот год объявлен годом молодежи.
Безусловно, подобные конференции весьма необходимы. На секциях должны бы присутствовать педагоги других учебных заведений: школ, училищ, лицеев. Ведь из малых академий вырастают большие академики.
По окончании конференции жюри определило лучшие доклады.
Большую работу в организации конференции провели и.о. директора гимназии Елена Бачурина, зам. директора гимназии по научно-методической работе Зоя Соляникова, представитель попечительского совета гимназии Мария Андреева. Зам. директора гимназии по воспитательной работе Наталья Шведова.
О. МИХАЙЛОВ.

Вернуться назад