Главная > Наш город > «Ситуация здесь тяжелейшая...»

«Ситуация здесь тяжелейшая...»


2-10-2008, 07:58. Разместил: redaktor
Так оценил президент состояние дел на дальнем востоке
Совещание на Камчатке завершило серию встреч, посвящённых проблемам дальневосточного региона: в предыдущие два дня такие совещания состоялись в Анадыре и Магадане. Подводя их итоги, глава государства потребовал от членов Правительства и регионального руководства оперативного принятия решений и чёткой координации работы по развитию Дальнего Востока.
– ... Я думаю, Вы все прекрасно понимаете, что Камчатский край – это уникальное место и по природным своим возможностям, по тому, как здесь всё выглядит, и по объёму накопившихся здесь проблем. В известной мере мы движемся по нарастающей: от Чукотского округа, затем в Магаданскую область и Камчатский край – и по объёму населения, которое проживает в этих субъектах Федерации, и по количеству накопившихся здесь за последние годы проблем.
...Уровень безработицы высок. Практически каждый четвёртый житель края – за чертой бедности. И эта цифра очень тревожная. За ней просто судьбы людей, которые, по сути, живут в нищете. И меры, которые здесь требуется предпринять, носят чрезвычайный характер.
Крайне актуальны, как и в других регионах Дальнего Востока, здесь демографические проблемы. Численность населения уменьшается, хотя определённые просветы здесь есть: отток стал существенно меньше, но тем не менее эти проблемы в полной мере ещё сохраняются.
... Ещё раз напомню, мы с вами уже об этом говорили, в конце 2006 года Совет Безопасности принял решение о разработке стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года. Было утверждено техническое задание, предусмотрены средства на разработку этой концепции. Результатов нет.
Без чётких ориентиров развития, понимания долгосрочных целей, механизмов в достижении этих целей мы ситуацию не изменим, это очевидно. На самом деле, если мы будем и дальше так вести дела, то нам просто придётся всё больше и больше увеличивать финансирование программ по переселению людей. Вспоминали, что в 90-е годы было допущено несколько серьёзных ошибок, в том числе и в оценке перспектив трудового потенциала края, когда высокие должностные лица из Москвы, приезжая сюда, позволяли себе говорить о том, что здесь избыточное население. Вот, договорились. Поэтому мы должны принять меры по формированию стратегии регионального развития, и, конечно, ускоренное развитие должны приобрести отдалённые территории всего нашего Дальневосточного региона.
...И ещё одна вещь, которая крайне важна. Ценность таких совещаний, я об этом вчера говорил, вижу в том, чтобы те схемы, которые у нас зачастую возникают в кабинетной тиши, внешне, может быть, абсолютно правильные, всё-таки соизмерялись с реальными возможностями, с реальными ситуациями в регионе. И в этом смысле, я считаю, что поездки на Дальний Восток позволяют решать эти проблемы.
Сегодня у нас последнее совещание. Результатом будут, естественно, и новые поручения. Я рассчитываю, что члены Правительства, в том числе Игорь Иванович [Шувалов] как отвечающий за соответствующую комиссию по развитию Дальнего Востока, предложат своё видение того, что нам нужно переработать по итогам нашей с вами деятельности за последние три дня.
...Нам нужно всё-таки оценить общую ситуацию. Если мы все приходим к совместному выводу, то из этого вывода должны последовать и вполне очевидные решения. Мы много в последнее время говорим о том, что ситуация на Дальнем Востоке особенная, что мы не должны забывать об этом. Но почему-то, как только дело доходит до конкретных решений, применяются всё-таки, в основном, общие подходы, если не брать какие-то экстремальные ситуации, когда денег подбросили на мазут, ещё на что-то, – это просто такие уже чрезвычайные меры. Но с учётом общей ситуации мы здесь должны сформировать и какие-то специальные подходы к решению вопросов.
Понимаю степень настороженности при формировании такого рода специальных режимов, которые существуют, но не надо забывать, что у нас абсолютно уникальная страна. Если мы действительно используем специальные режимы применительно к западным регионам, в частности в Калининградской области, то уж здесь-то тем более об этом есть резон говорить, потому что ситуация здесь тяжелейшая, и не надо этого скрывать, тяжелейшая ситуация на самом деле.
...Мы вроде все говорим абсолютно правильные вещи, адекватно принимаем решения на собственных должностях, но как только речь идёт о какой-то координации – всё буксует, ничего не работает.
Игорь Иванович [Шувалов], я надеюсь, что Вы как председатель этой комиссии [по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока] всё-таки возьмёте это в свои руки, потому что очень плохо, когда все решения, в том числе по оперативным вопросам, замыкаются на Президента страны. Это означает, что у нас нет системы управления, просто не умеем работать. Мы не сможем ничего сделать, если таким образом будем принимать решения.
...И ещё один вопрос, который, конечно, связан с Дальним Востоком и с Камчаткой. Мы должны найти гармоничное сочетание между развитием военной компоненты и инвестиционных ресурсов. Вопросы безопасности должны быть в этом смысле сбалансированы теми проектами, которые существуют. Мы здесь должны наращивать наше присутствие, от которого столь неосмотрительно начали отказываться в 90-е годы. Другого варианта развития событий просто быть не может. Но это, конечно, не должно идти в ущерб развитию инвестиционного, рекреационного потенциалов, поэтому я бы хотел, чтобы по этим смежным вопросам мы тоже подготовили решение.
Завершая нашу с вами работу, которая, надеюсь, будет иметь вполне конкретное продолжение в Москве, думаю, что выражу общее мнение о том, что мы с вами увидели здесь, в Магадане, в меньшей степени, естественно, и на Чукотке, такое, очень сложное ощущение: с одной стороны, красота, с другой стороны – убожество. Такой очень яркий контраст: уникальные природные возможности, с одной стороны, и депрессивная, тяжёлая – как угодно называйте, крайне неразвитая экономическая система. И это должно нас побуждать к ежедневной работе.
В общем, всё непросто, но мы с вами должны понимать абсолютно очевидную истину, которую тоже, кстати, наиболее остро ощущаешь, когда попадаешь на Дальний Восток. И если мы не активизируем эту работу, то мы в конечном счёте просто можем всё потерять. Не бывает раз и навсегда данных ситуаций. Даже незыблемые с точки зрения обычного человека вещи иногда заканчиваются крайне драматическим образом. Я сейчас ни на что не намекаю, хотя развал Советского Союза в этом смысле наиболее показательный пример. Поэтому мы просто должны в ежедневном режиме думать о том, что здесь происходит. Если мы не будем этого делать, последствия наступят необратимо и, к сожалению, достаточно быстро.
Наверное, это не оптимистическое завершение нашей работы. Но мне просто хотелось, чтобы в результате нашего совместного труда у каждого из здесь присутствующих возник план действий на дальневосточном направлении. Всё это в наших руках. Это посильные задачи. Нужно только действовать быстрее, принимать проверенные, разумные управленческие решения и не прятаться за какие-то наши иные проблемы. В противном случае нам просто будет впоследствии стыдно за утраченные возможности.
25 сентября 2008 года.
Петропавловск-Камчатский.
(В сокращении) .

Вернуться назад