Главная > Общество > О том, как дети были «взрослыми»

О том, как дети были «взрослыми»


31-07-2008, 08:59. Разместил: redaktor
Мне 15 лет. Я работаю на дополнительном рабочем месте вожатой в летнем оздоровительном лагере труда и отдыха Социально-педагогического центра в рамках муниципальных программ «Организация летнего отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков города Магадана» и «Профилактика правонарушений на территории муниципального образования «Город Магадан». И хочу поделиться своими наблюдениями.
Каждый ребенок, посещающий лагерь, хочет быть свободным, т.е. реализовать свои права на собственные жизненные интересы. Но не каждый знает, что свои интересы необходимо согласовывать с интересами окружающих. Важным инструментом для саморазвития является участие в органах самоуправления летнего оздоровительного лагеря труда и отдыха детей, где можно этому научиться. Я это говорю из собственного, небольшого, правда, еще, опыта, потому, что стараюсь принимать активное участие в жизни нашего коллектива.
Наш лагерь небольшой. В нем есть трудовой отряд старшеклассников и экологический отряд, который разделен на две бригады. В каждой бригаде выбраны бригадиры, которые помогают педагогам организовать трудовую деятельность. На собраниях, подводя итоги за день, помогают определить коэффициент трудового участия каждого члена бригады. Бригадиры могут меняться.
Но самым интересным моментом в обучении самоуправлению в летнем лагере стал День самоуправления. Это когда педагоги становятся детьми, а дети выполняют роли взрослых. Всем хотелось попробовать себя в этой роли, поэтому пришлось расширить список. Кроме таких, как начальник лагеря, руководитель ТОС, руководитель экологического отряда, были роли медицинской сестры, завхоза, вахтера, экскурсовода, фотокорреспондента, спонсора и т.д.
Дети с нетерпением ждали этого дня. Вечером перед долгожданным событием было проведено собрание участников мероприятия. Педагоги давали детям последние инструктажи, советы и напутствия. И вот...
Утром самым первым в лагерь пришел начальник лагеря Алексей Бутенко. Он встречал детей, отметил, кто пришел, кто опоздал, кто отсутствовал. С Натальей Науменковой – руководителем экологического отряда определил дежурных по столовой. Проконтролировал, как организовано питание в столовой, снял пробу. Затем провел утреннюю линейку, где все бригады получили трудовые задания и познакомились с тем, какие мероприятия их ждут в течение дня.
Рано пришла и медицинская сестра Екатерина Малюта. Она следила за питьевым режимом, чистотой рук, за соблюдением техники безопасности во время труда детей.
Руководителем ТОС была Ульяна Русначенко, руководителями экологических бригад кроме Н. Науменковой была Женя Беляева. Девочки четко распределили трудовые дела между членами своих бригад. В этот день по плану стояли уборка территории СПЦ, прополка клумб и полив цветов в кабинетах и на клумбах, зачистка и побелка фасада здания.
После трудовых дел ребята собрали свои бригады на подведение итогов. Было отмечено, что в этот день все трудились с удвоенной силой, но лучше всех трудились Тамара Каленковская (экологический отряд) и Евгения Викторовна Костюченко (трудовой отряд старшеклассников).
После обеда к своим обязанностям приступил педагог-психолог Степан Турченюк. Он провел с детьми психологические игры. Особенно детям понравилось с помощью пантомимы изображать знаменитостей (один представляет, а все отгадывают: кто это?). Степа серьезно готовился к этому дню. Утром провел замер эмоционального состояния. Результат показал, что лагерь настроен на творчество и созидание. Затем психологически поддерживал тех, кому почему-то вдруг во время трудовой деятельности становилось грустно. И вот это мероприятие, когда тебя слушает весь лагерь.
Затем Анжела Солодовникова, педагог-организатор, провела самое любимое у детей мероприятие «Поиск сладкого клада». Она так хитро запрятала записочки, которые указывали путь к нему, что игра продлилась на целый час. Ребята были в восторге от этого мероприятия и его результата. В течение дня в минуты отдыха Анжела проводила с детьми различные интересные игры на свежем воздухе.
После полдника все собрались в штабе лагеря. Каждый из актива высказывал свое мнение о выполняемой роли взрослого, что понравилось и с какими трудностями сталкивались. Каждый выступающий говорил, что работать было интересно, но трудно. Некоторые ребята не слушались. Это портило настроение, к концу дня чувствовалась усталость. Теперь мы понимаем, какая ответственность лежит на воспитателях. Педагоги поблагодарили своих дублеров за работу и сказали, что они на практике попробовали себя в разных профессиях, получили интересный социальный опыт. Важное в самоуправлении не то, какие роли вы выполняли, а то, что вы учились управлять собой, своими эмоциями, где-то своей ленью, учились организовать свой труд и труд своих товарищей, так говорили они.
Многим ребятам после этого мероприятия предстоит трудная задача: пересмотреть свое отношение к окружающим и к самому себе.
Ирина ЗАПЛАВА,
вожатая Социально-педагогического центра.

Вернуться назад