Главная > Актуально > «Разве мой сын алкоголик? Ведь он же пьет только пиво»
«Разве мой сын алкоголик? Ведь он же пьет только пиво»3-04-2008, 08:13. Разместил: redaktor |
В гостях у магаданцев – главный санитарный врач России Г. Онищенко Когда главный санитарный врач России, руководитель федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадий Онищенко проводил в управлении Роспотребнадзора по Магаданской области пресс-конференцию, корреспондент «Вечернего Магадана задал ему такой вопрос: – Геннадий Григорьевич, несколько лет назад в стране развернулась бурная кампания по так называемому пивному вопросу. То есть на суд общественности и власти были вынесены проблемы упорядочения продажи пива, качества этого пенного напитка и его воздействия на организм людей, особенно молодежи. Вы, Геннадий Григорьевич, тогда играли активную роль и стояли, на наш взгляд, на правильных позициях во всей этой кампании. А конкретнее – не ратовали за «море разливанное» пива, видя в этом явлении большое социальное зло. Прошли годы, много пива утекло с тех пор. Что же изменилось? – Да, это было в 2000-м году, – начал свой обстоятельный монолог Геннадий Онищенко, – когда государство взяло совершенно правильный курс на развитие производства этого напитка. Правильный – что касается точки зрения экономической и с точки зрения возможностей использования его в изменении архитектуры нашего алкогольного потребления, структуры этого самого потребления, смещения его в сторону слабоалкогольных напитков. Что до бизнеса, то он занимается своим делом. Его задача – произвести продукт и продать. Если этот продукт легальный, то к бизнесу, кроме моральных претензий, ничего другого нет. А государство с его позицией ультралиберальных воззрений, забыв о том, что это – алкогольный продукт, спустило все, опустило вожжи. И все, наверное, помнят, что, начиная с 1997-го, три года шла очень активная реклама пива в электронных средствах массовой информации. Причем она была очень грамотно составлена, она била на целевую детскую аудиторию. Потому что производитель понимал: у взрослого сформировавшегося человека реклама, кроме раздражения, ничего больше не вызывает. А вот на формирующуюся личность – подростка – самым отрицательнейшим образом. Я прекрасно знаю руководителя такой рекламной компании, у него, кстати, трое детей, причем мать – врач. Говорю: «Дима, что ж ты делаешь?» – «А что мне, – отвечает, – мне заказали – я и сделал. Закажите мне другое, я их через три года перевоспитаю». Мы произносили такие выражения как «социальная ответственность бизнеса», о каких-то кодексах говорили, но это все – «а-ля-ля». Самое главное, что государство ушло из этой сферы. И в 2000-м году, когда я вот в такой, я бы сказал резкой форме, этот вопрос поднял, то ополчились все. Все помнят эту кампанию, в том числе и журналистов, когда они явно ангажированно занимали позиции производителей. Формально все правильно, ничего не нарушено, более того, пиво у нас не считается алкогольным напитком – ссылаются на какую-то ветхозаветную инструкцию международную. Хотя любая жидкость, которая более 0,5 объемных процентов алкоголя, она уже считается алкоголем. А пиво, содержащее и 9, и 12 процентов алкоголя, видите ли, не алкогольный напиток! Это тоже от лукавого сделано было когда-то. И вот, – продолжил Геннадий Григорьевич, – это началось. Кстати, я добавлю, что не бесследно это все прошло. Знаете, что сейчас Госдума приняла соответствующие законодательные ограничения, хотя они тоже, я бы сказал, полумеры и в части запрета продажи, и в части рекламы в электронных СМИ. Она сейчас после 22-х часов, то есть как раз тогда, когда подростки начинают смотреть телевизор! Видно, не все здесь нормально. Значит, эту работу надо продолжать, добиваться положительных результатов во всей антиалкогольной кампании. А пока результат таков: объем потребления пива растет из года в год. И при этом растет объем потребления тяжелого алкоголя, то есть водки. Мы с вами являемся страной с северным типом потребления. Вот я сейчас как раз на первом этаже управления Роспотребнадзора по Магаданской области разбирался с вашей потребительской «алкогольной корзиной». У вас она сориентирована в основном на тяжелый алкоголь. Это свойственно не только России, но и всем холодным странам, тем же скандинавам, которые тоже потребляют «тяжелое питье». Получается, что после вот этой алкогольной кампании у нас возраст регулярного потребления алкоголя снизился по меньшей мере на три года. У нас уже где-то 11-12-летние подростки регулярно потребляют пиво, то есть они потребляют алкоголь. И когда к наркологу мама приводит своего сына, а он ставит диагноз, что у подростка алкоголизм, то мама с удивлением спрашивает: «Как же так, разве мой сын алкоголик? Ведь он же только пиво пьет». Вот как вдолбилось это в сознание: пиво – это не алкоголь. Кроме пива, я считаю, еще большим злом для нас являются так называемые слабоалкогольные напитки, эти вот «редбулы», которые ориентированы только на молодежную аудиторию, даже по дизайну. Это более страшные вещи, потому что они кроме газировки, которая способствует быстрому проникновению алкоголя в кровь, еще содержат и некие тонизирующие компоненты. Тоже серьезная для нас тема, которую нужно сначала отцифровать в законодательном плане и запретить, ну хотя бы резко ограничить. Там ведь содержание алкоголя меньше 0,1, ни под какой закон они, эти напитки, не подпадают. Но! При регулярном употреблении молодежью, они способствуют еще большей алкоголизации, чем пиво. И заключительный логический этап – это потребление суррогатов. Они – в виде бытовой химии: различных жидкостей для разжигания костров, чистки ковров, размораживания замков, стеклоочистителей, которые содержат 96 процентов алкоголя. Это – медицинские препараты в виде боярышника, которые производятся в непомерно больших объемах, совершенно не нужных в таком количестве здравоохранению, это – парфюмерия. Вот мы дали послабление своим парфюмерам, считая от развала Советского Союза до сего дня они имеют преференции, но хотя бы одна российская «шанель» появилась? Ни одной. А они все выкрикивают, выпрашивают сохранение себе льгот, чтобы этой промышленности якобы стать на ноги. То есть, по-моему убеждению, парфюмерия наша – это та легальная крыша для производства всех так называемых парфюмерно-косметических изделий, в которых кроме технического спирта и какой-нибудь совершенно символической отдушки ничего нет. А она подводится по всем параметрам под парфюмерию. Которая употребляется также вовнутрь социально-сниженными группами, прошедшими все алкогольные огонь, воду и медные трубы, то есть этапы. Что нужно делать? Нужно принимать концепцию алкогольной политики, потому что не в одном алкоголе дело, не в правилах его продажи, хотя это важный компонент. Здесь еще – и образ жизни, и возможность занятий нашей молодежи, которая даже в своих московских и магаданских дворах не может поиграть в футбол, волейбол – все забито машинами, сараями да гаражами. А если и есть возможность, то это только за деньги. Но не у всех они есть. Две концепции уже делались, одну чуть даже Ельцин не подписал. Вторая была подготовлена на Президиум Госсовета в 2002 году. Но тогда тоже ничего не получилось. Сейчас в планах на ближайшую перспективу тоже есть надежда ее принять. И работы хватит всем: и педагогам, и воспитателям, и губернаторам, и руководителям муниципалитетов. И, конечно же, прежде всего, семье. Никогда ни одно государство не заменит семью. И работа у нас не на год, не на два, не на пятилетку за три года. А серьезная, большая и постоянная. Из алкогольного угара надо наконец выходить. У нас с вами 86 тысяч человек в 2006-м умерло от алкогольных заболеваний. Я уж не говорю об острых смертельных отравлениях, не говорю об автодорожных травмах, которые случились в состоянии алкогольного опьянения: 35 тысяч гибнет, из них 80 процентов связаны с выпивками. А протягивание всех этих идей насчет допуска алкоголя в крови – они не для нашей российской почвы. Вы понимаете, чем это закончится. Я тут еще «вскрикивал» по поводу появления дамской водки. Избрали целевой аудиторией уже наших женщин, вот до чего дошло! Алкогольный бизнес агрессивен. Уповать на его гуманность не приходится. Поэтому государству, по методу кота Леопольда, надо принимать «озверин». Для того, чтобы начинать наводить порядок. Человеческого ресурса у нас и так не хватает, а еще и спаивая его, мы ничего хорошего не добьемся. И благополучие материальное – не есть прививка от алкоголизма. Во всех слоях нашего общества болезнь эта представлена ярко и трагично. Записал Валентин СИДОРОВ. Вернуться назад |